ДЖУМАНДЖИ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ (JUMANJI: THE NEXT LEVEL)
2019, США, 123 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Джейк Кэздан
В ролях: Карен Гиллан, Дуэйн Джонсон, Мэдисон Айсмен, Джек Блэк, Эшли Скотт, Дэнни ДеВито, Колин Хэнкс, Аквафина, Кевин Харт, Ник Джонас
Оригинальная картина Джо Джонстона не нуждается в каком-то особом представлении, будучи хитом кинопроката, а позже и лидером домашних просмотров на VHS. Самая первая история о колдовской игре и эпических неприятностях, которые она навлекает на всякого, кто рискует в неё сыграть, подкупала какой-то невероятной кинематографической магией, потрясающими визуальными эффектами и ощущением совершенно не детской опасности, будь то дремучие джунгли в гостиной или стая неуправляемых животных, сметающих всё на своем пути. И, конечно, неподражаемый Робин Уильямс в роли Алана Пэрриша, одинаково впечатляющий как в комедии, так и в драме.
После феноменального успеха «Джуманджи» 1995 года Голливуд предпринимал попытки вернуться к прибыльной истории, однако, до полноценного игрового сиквела дело так и не дошло. Зато на экраны вышел неплохой мультсериал-продолжение, а спустя 10 лет Джон Фавро выпустил «Джуманджи в космосе» – приключенческую ленту «Затура», которую и критики, и зрители приняли довольно прохладно.
Прогресс наметился только в 2016-м, когда была анонсирована лента Джейка Кэздана «Джуманджи: Зов джунглей», которая должна была дать вторую жизнь серии и привлечь в кинотеатры новых зрителей. На удивление, «Зов джунглей» выстрелил, изменив концепцию магической игры под сегодняшние реалии и перенеся действие внутрь Джуманджи, о чём мечтали многие поклонники оригинального фильма долгие годы. И в этот раз сиквел не заставил себя долго ждать.
В центре повествования снова компания друзей из первой части – Марта, Фридж и Бэтани, которые вновь вынуждены запустить «Джуманджи», чтобы вытащить из игры Спенсера, решившего вернуться к своему игровому аватару доктору Брэйвстоуну (Дуэйн Джонсон). Но в этот раз вместе с ребятами в джунглях оказываются и двое пенсионеров – дедушка Спенсера Эдди (Дэнни ДеВито) и его друг Майло (Дэнни Гловер). Все вместе герои оказываются на новом уровне Джуманджи и должны выполнить следующую опасную миссию, чтобы заслужить возвращение – выкрасть очередной волшебный камень у опасного злодея с лицом Сандора «Пса» Клигана.
Если «Зов джунглей» удивлял новизной концепции, харизматичными героями и приятным юмором, то «Новому уровню» предложить решительно нечего. Это аналогичное приключение, которое зритель видел ранее вплоть до условий прохождения миссии и бездарного картонного антагониста. Разнообразием радуют лишь локации, которые герои преодолевают в своём квесте – тут и бешеная погоня по пустыне от стаи кровожадных страусов, и воздушная переправа на незнамо как держащихся подвесных мостах в компании воинственных мандрилов, и зловещая крепость злодея в снежных горах. По отдельности эти сцены смотрятся эффектно и зрелищно, но как это ни парадоксально, фильм от этого интереснее не становится.
«Новый уровень» и в самом деле выглядит, как проходной уровень в какой-то приключенческой игре, где всё условно и понарошку. Если вспомнить «Джуманджи» Джонстона, то разница ощутима – там крокодилы могли по-настоящему сожрать героев, а неуправляемая игра наносила серьёзный урон городу. У Кэздана этого чувства опасности и угрозы для жизни нет совсем. У каждого игрового персонажа по три жизни, которые они тратят, проявляя чудеса идиотизма, и вроде как по истечении трёх жизней аватар умирает насовсем, включая и лицо, которое им управляет, но всё это лишь на словах. На деле же, героям, истратившим по две жизни из-за собственной глупости, вдруг начинает невероятно фартить, так что они умудряются с одной палочкой жизни дойти до финала и всех спасти. Разумеется, ждать серьёзной драмы от чисто развлекательного кино не приходится, но тогда тем более чужеродно здесь смотрится конфликт старых друзей Эдди и Майло, которые долги годы не разговаривали, но на пороге старости и смерти внезапно решили пойти на мировую. К слову, здесь у «Нового уровня» был шанс разбавить шапито имени себя крепкой драмой и показать, что с «Джуманджи» шутки плохи и тот, кто здесь умирает, умирает и в реальном мире. Но не срослось. Вероятно, Кэздан колеблясь между драматической составляющей и шутками про отрезанные мужские яички и сиськи, посчитал, что яички принесут больше прибыли.
Забавно, что во времена, когда над женщинами шутить становится опасно, а показывать их сексуальность и вовсе чревато, Джейк Кэздан не постеснялся вновь превратить Карен Гиллан в ходячий образец мужской объективизации. Пожалуй, Карен – единственное светлое и незамутнённое пятно в этом параде самоповторов и абсурдных гэгов. Короткий топ, узкие шортики и оригинальный стиль танцевального каратэ – пожалуй, из Карен Гиллан получилась лучшая версия Лары Крофт, чем из Алисии Викандер, стесняющейся своей женской красоты. Карен вот не стесняется, и мы её за это любим.
О прочих аватарах и сказать нечего. В теле Дуэна Джонсона по сценарию должен находиться Дэнни ДеВито, и Джонсон временами неплохо справляется с ролью сварливого маразматика с убийственной харизмой, но играет неровно и снова чаще всего выдаёт привычное для себя амплуа отважного приключенца. Кевин Харт опять много болтает и кривляется – несмотря на то, что его аватар так же поменял владельца, разницы мы не заметили. То же относится и к Джеку Блэку, в теле которого уже не хрупкая девушка, а здоровый чёрный качок, но истерик у персонажа от этого меньше не стало. Бонусом к команде присоединилась рэперша Аквафина в качестве ещё одного игрового аватара, но оценивать актёрское мастерство рэпера – дело неблагодарное.
Судя по сцене после титров, в квадриквеле нас ждёт возвращение к истокам, и «Джуманджи» снова придёт в реальный мир вместе со всем своим бешеным зоопарком и карикатурными злодеями. И это, стоит отметить, закономерное развитие для буксующей второй фильм на одном месте, франшизы. Хочется лишь надеяться, что, если серия всё же пойдёт этим путем, Кэздан и компания не поленятся написать толковый сценарий. Потому как второй путь из штампов и клише, которыми стал богат «Новый уровень», приведёт историю в тупик.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 12 декабря