БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ (MARRIAGE STORY)
2019, США, 136 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссёр: Ноа Баумбак
В ролях: Джерард Батлер, Фредерик Шмидт, Дэнни Хьюстон, Рокки Уильямс, Пайпер Перабо, Гарри Дитсон, Линда Джон-Пьер
Николь и Чарли были больше, чем обычными супругами – товарищами, коллегами, единомышленниками, хорошими родителями и просто безумно влюблёнными. Но время и обстоятельства начинают вносить свои коррективы, когда театр, в котором Чарли работает главным режиссёром, набирает обороты, а Николь, отказавшаяся от карьеры голливудской киноактрисы ради участия в спектаклях мужа, потихоньку затухает. Понимая, что она становится никем и ей срочно нужно думать о собственной дальнейшей жизни, Николь начинает видеть в некогда любимом супруге эгоиста, слишком увлечённого своей работой. Она берёт сына и уезжает из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где родилась и выросла, и здесь перед ней встают новые карьерные перспективы, пока Чарли с головой погружён в постановку новой пьесы, стартующей на Бродвее. Так начинается процесс их расставания, который они сперва хотели организовать тихо и мирно. Но развод нередко бывает болезненным и мучительным – и вот некогда любящие друг друга люди превращаются в заклятых врагов, находя внутри себя ненависть и обиды, о которых даже не подозревали.
Лев Толстой в «Анне Карениной» озвучил фразу, чья актуальность будет вечной: все несчастливые семьи несчастливы по-своему. И хотя картин о разводе в мировом кинематографе великое множество (на ум, разумеется, будет приходить канонический американский фильм о расставании «Крамер против Крамера»), каждая история, в них рассказанная, оказывается уникальной и индивидуальной – как и каждый человек на Земле. В прессе уже смело назвали «Брачную историю» лучшей и самой зрелой картиной режиссёра Ноа Баумбака, окрестив фильм одним из главных кинособытий года. Если говорить о личных ощущениях, вышеупомянутый шедевр Роберта Бентона всё же произвел более мощное и тонкое впечатление, но «Брачная история» – кино определённо сильное, трогательное и запоминающееся.
Баумбак действительно очень ловко дирижирует абсолютно простой бытовой схемой и кино моментально цепляет и приковывает внимание, несмотря на то, что длится оно более двух часов – разумеется, при условии, что зрителю интересны как герои, так и их проблематика. Постановщик в способах нарратива не изобретает велосипед: немножко Вуди Аллена, немножко Ингмара Бергмана, доля юмора и остроумия, печально-болезненная нота, звучащая на протяжении всего фильма, и непреодолимое желание героев высказаться, что превращает их диалоги/монологи в горькую, надрывную исповедь. Действительно, очень тяжело видеть, как два хороших, умных, прекрасно знающих и по-настоящему любящих друг друга человека постепенно теряют взаимопонимание и оказываются в таких обстоятельствах, когда уже не спасут никакие светлые чувства. Хотя модная феминистская тема здесь тоже проскальзывает, Баумбак обыгрывает её ловко и деликатно, вложив в уста адвокатессы Норы (очень яркая роль Лоры Дерн) меткие замечания о выдвигаемых обществом требованиях к женщине как к матери. В ситуации Николь и Чарли нет однозначного понимания, кто «плохой», а кто «хороший», здесь описаны условия, когда человек в качестве основной цели своего существования выбирает реализацию личных стремлений, страх прожить жизнь впустую побеждает многое, в том числе и крепкий на вид семейный союз, а неумение вовремя находить компромисс и прочувствовать тот самый болезненный перелом в отношениях грозит необратимыми последствиями.
Разумеется, главное в этой истории – персонажи. Контрастные, как города, к которым они принадлежат по крови, сдержанный, несколько интровертный и интеллигентный Нью-Йорк и пылкий, чувственный, страстный Лос-Анджелес, Чарли и Николь точно так же являются частью чего-то целого, единого, но в то же время далеки, как две планеты по темпераменту и мировоззрениям. В выяснении их отношений Баумбак не зря вспоминает Бергмана и прибегает к операторскому минимализму – только аскетичная, абсолютная простота кадра, доходящая до интимности, только голый нерв, когда спор то и дело срывается на крики без всяких шёпотов, дрожащие губы, полные слёз глаза и опустошение как итог. Хотя порой казалось, что Скарлетт играет с некоторым эмоциональным нажимом, эта роль – определённо лучшее, что она изображала на экране со времён «Трудностей перевода» и «Девушки с жемчужной серёжкой», в ней не осталось ни следа той грудасто-губастой блондинки, образ которой очень любили полоскать многие режиссёры, то и дело снимая актрису в ролях вечных любовниц. Играющий её полную противоположность Адам Драйвер не менее хорош в образе Чарли, на чьей стороне, судя по всему находится и сам Баумбак, переживший развод с актрисой Дженнифер Джейсон Ли. Его драматическая сдержанность вступает в неподдельную химию с экспрессией экранной партнерши и в какой-то момент действительно начинаешь, как в том меме, переживать за их отношения больше, чем за свои. И, хотя Баумбак находит для Николь и Чарли разумный и достойный для взрослых людей выход из положения, не доводя никого до нервного срыва, как героиню Ирины Алферовой из «С любимыми не расставайтесь» с её душераздирающим «Я скучаю по тебе, Митя!», осознание, как легко могут погибнуть любовь и взаимопонимание, оставляет после просмотра очень горькое послевкусие.
Антон Смирнов