КАМУФЛЯЖ И ШПИОНАЖ (SPIES OF DISGUISE)
2019, США, 102 мин.
Жанр: анимация, комедия
Режиссёры: Ник Бруно, Трой Квон
Роли озвучивали: Уилл Смит, Том Холланд, Рашида Джонс, Бен Мендельсон, Риба МакИнтайр, Рэйчел Броснахэн
Лэнс Стерлинг – супершпион, который играючи справится с любой миссией, какой бы сложной она ни была. Однако в ходе последней операции по изъятию нового боевого дрона из лап японских якудза удача подводит Лэнса. И вот уже прославленный агент дискредитирован, за ним охотятся бывшие коллеги, а единственной поддержкой оказывается молодой вундеркинд-чудила Уолтер Бэкетт, чьи изобретения поднимают на смех все в агентстве.
Звучит, как завязка очередной части бондианы или «Миссия: Невыполнима»? По всей видимости, режиссёры-дебютанты Ник Бруно и Трой Квон большие поклонники шпионских боевиков и современной компьютерной анимации, потому что взялись за работу, которая должна была объединить такие, казалось бы, противоречивые жанры в один гремучий винегрет. Получилось ли у них? Вполне.
Ирония в том, что при классической затравке, «Камуфляж и шпионаж» выглядит выигрышно не только в качестве боевика о противостоянии секретных агентов и некого условного злодея, но и как увлекательная комедия, высмеивающая все шпионские шаблоны и выворачивающая их на 180 градусов.
Представьте, что все высокотехнологичные приблуды агенту 007 поставляет не гений Q, а пацифист, обожающий смотреть корейские дорамы и живущий в квартире с ручным голубем. И что вместо джетпака и лазера в наручных часах шпион вооружён деморализующими противника блёстками с проекцией котиков с YouTube и универсальной ручкой с множеством эффектных, но безумных примочек. Спасение мира с таким полевым набором уж точно не станет скучным мероприятием. А если в твоём распоряжении ещё и сверхсовременная сыворотка, обладающая способностью переписывать ДНК, создавая для агента самое совершенное прикрытие, то злодеям можно только посочувствовать. Или нет?..
Формат анимации даёт много преимуществ тем, кто намеревается снимать шпионский боевик. Анимация диктует свои правила, и многие условности реального мира здесь не играют совершенно никакой роли. Поэтому сверхкрутой Лэнс Стерлинг с голосом Уилла Смита в оригинале в какой-то момент оборачивается самым обыкновенным голубем, а зубодробительный экшн, в свою очередь, оборачивается чистой воды комедийным фарсом. Спасти мир с помощью бригады пернатых кретинов? Такое возможно только в мультфильмах.
При этом Бруно и Квон не держат зрителей за идиотов, предлагая просто своё собственное уникальное видение в комбинировании двух таких разных жанров.
Впрочем, порой слишком увлекаясь безостановочным действом, режиссёры забывают о деталях, и таким образом многие моменты в сюжете остаются либо недопонятыми, либо нераскрытыми. Эффектный злодей Киллиан, озвученный в оригинале Беном Мендельсоном, кажется, хорош во всём – у него зловещая внешность, зловещий голос, зловещие и довольно понятные планы, но совершенно невнятная предыстория, которая подаётся зрителю лишь намёками и недомолвками. Что за события приключились в Киргизии, после чего Киллиан и Стерлинг стали непримиримыми врагами? Почему Киллиан точит зуб на шпионское агентство? Этого мы, к сожалению, не узнаем. Как и совершенно не ясна роль спецагентши Марси, которая объявляется в истории как снег на голову вместе с двумя подручными Ушами и Глазами, лишь затем, чтобы броситься по следу беглого шпиона. Кто она такая? На кого работает? Каковы её личные мотивы? Возможно, мы слишком многого хотим от полуторачасовой анимации, созданной студией, подарившей миру «Ледниковый период», но как давным-давно доказали Pixar, а недавно и Sony со своим феерическим «Человеком-пауком: Через вселенные», недооценивать мультфильмы и требовать от них меньшего, чем от игрового кино, установка по определению провальная.
«Камуфляж и шпионаж» – это увлекательная семейная анимация, выезжающая на свежем злободневном юморе, «химии» между персонажами Уилла Смита и Тома Холланда и отличной комбинации шпионского боевика с ситуационной комедией. Возможно, перед нами начало новой анимационной франшизы, первой, после слияния Blue Sky Studios и Disney. Можно лишь гадать, какими будут плоды такой коллаборации в будущем, но уже первая совместная работа вызывает только тёплые чувства и внушает веру в хороший исход.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 9 января