ДЖЕНТЛЬМЕНЫ (THE GENTLEMEN)
2019, США, 113 мин.
Жанр: криминал, комедия
Режиссёр: Гай Ричи
В ролях: Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Хью Грант, Колин Фаррелл, Джереми Стронг, Мишель Докери, Генри Голдинг, Эдди Марсан
В уютный частный дом британского чистюли с аккуратной бородой и, как выясняется позже, не менее аккуратным автоматом Рэя (Ханнэм) наведывается скопище желчи и напыщенных манер, готовое, если бы не стягивающая всю эту костлявую груду потрёпанная кожаная куртка, развалиться прямо тут на ковре. Скопище зовут Флетчер (самый отвратительный Хью Грант со времён «Дневника Бриджит Джонс»), и он предлагает сыграть. У него в руках собственный сценарий о лондонском мафиозном боссе Микки Пирсоне (МакКонахи) и нетривиальной системе Микки по продаже марихуаны, а в голове чересчур большие денежные амбиции. Рэй в этой партии играет правую руку Микки и периодически одёргивает Флетчера, если тот заходит слишком далеко. Впрочем, слишком далеко начинается прямо за порогом дома Рэя, ведь тот действительно работает на Микки, Микки действительно король весёлой травы Британских островов, а Флетчер действительно настолько глуп, что пытается их шантажировать при помощи сценария.
Перед нами, пожалуй, редчайший случай, когда режиссёрский концепт не сработал, и это сделало фильм только лучше. Структура задумки Ричи быстро раскрывается: он собирался снять, как это некогда говорили про «От заката до рассвета», два фильма по цене одного – невиданное транжирство в голливудский век сиквелов. Предполагалось, мы с вами будем смотреть версию истории от героя Гранта – разухабистый криминальный боевик с экшном и ругательствами – и перемежающуюся с ней версию истории от героя Ханнэма: остроумный сказ про интеллектуальные игры в кошки-мышки между боссами международной организованной преступности.
Подобный приём в кино не нов, нагляднее всего его пытался провернуть Вуди Аллен лет пятнадцать назад, и то вышло не особо здорово, а для кастомного сценария Гая Ричи, в котором и так уже теснятся шесть сюжетных линий, такой финт и подавно кажется избыточным. «Джентльмены» уже фильм внутри фильма, вряд ли хорошей идеей стало бы запихивать туда ещё один. Кажется, лишь раз здешний сценарий до конца сыграл подобным амбивалентным образом: в сцене переговоров Микки и китайского авторитета с сомнительной кличкой Сухой Глаз (Генри Голдинг), честно показанной дважды, разок с шумом-гамом, разок с дипломатией – и, так и быть, в тесных рамках одного специально выделенного под апробацию эпизода это смотрелось замечательно. К тому же на тот момент половина сюжетных линий ещё попросту не подоспели к столу.
Например, пока толком не ввели единственного полноценного женского персонажа, супругу главного героя Розалинд (Докери) – а когда всё же её вводят, возникает вопрос: это Мадонна была с Ричи такой стервозной, что он раньше изображал женщин на экране в, скажем так, интересном ключе, или нынешняя супруга его настолько запугала, что теперь Ричи может рисовать противоположный пол и брак только в идеальном свете? Не хочется встревать в личную жизнь режиссёра, но во времена Мадонны было как-то получше.
Помимо Докери не сразу заиграл всеми красками спортивного костюма и Колин Фаррелл, предстающий тут в роли тренера с оригинальной кличкой Тренер, а как только всё-таки заиграл, стало очевидно, кто будет любимым персонажем у зрителей и ключевой фигурой для мемов на ближайшие месяцы. Хотя, если честно, его герой кажется чрезмерно положительным, гопник-хипстер с высокой моралью – это вам не Борис Бритва или Винни Джонс, те времена остались где-то в тумане начала тысячелетия. Сегодня бандит – аристократ, интеллектуал; причём сам Ричи уже обращался к этой метаморфозе ранее, в не совсем заслуженно позабытом «Рок-н-ролльщике» – именно там он увёл свой криминальный вектор от злодеев с резиновыми фаллосами в руках к бизнесменам, которые даже гангстерами себя гнушаются называть. То есть Гай Ричи уже как бы возвращался в жанр, но поскольку этого почти никто не заметил (с другой стороны, как вообще можно не заметить фильм, где Том Харди предлагает Джерарду Батлеру переспать?), сделаем вид, будто он может вернуться снова.
Только сегодня, на самом деле, главный вопрос не в том, вернулся ли Гай Ричи – несомненно вернулся, «Джентльмены» пусть не так остроумны и лихо закручены, как «Карты, деньги, два ствола», но планку «Большого куша» они берут уверенно – вопрос в том, нужен ли кому-то сегодня тот Гай Ричи? Он и сам пару раз спрашивает себя об этом в новом фильме, скромно надковыривая четвёртую стену. Снобы скажут, мол, есть нечто постыдное на фоне Тарантино, упорно не повторяющего «Криминальное чтиво», нечто постыдное в том, как Ричи периодически оглядывается на гангстерский жанр, сделавший ему имя. И вроде отчасти они будут правы, но если альтернатива – «Аладдин», то, знаете, пусть лучше будет немного стыдно.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 13 февраля