1917 (1917)
2019, Великобритания-США, 119 мин.
Жанр: военный, история
Режиссёр: Сэм Мендес
В ролях: Джордж Маккэй, Дин-Чарльз Чепмен, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт, Клэр Дюбюрк, Ричард Мэдден, Эдриан Скарборо
Пыль, грязь, горы трупов, ружейные гильзы, зловещая тишина, вой пикирующих самолётов, предсмертные стоны солдат, безжизненные пейзажи, напоминающие одновременно Мордор Джона Р. Р. Толкина и Лос-Анджелес Ричарда Мэтисона. Все эти составляющие присутствуют в новой ленте Сэма Мендеса «1917», повествующей об ужасах Первой мировой войны.
Но первооснова здесь иная. Важнее в истории англичанина то, как влияет крупномасштабный вооружённый конфликт на отдельно взятого человека, насколько маленькими и незначительными выглядят люди на фоне зарева войны.
Не так давно, в 2018 году в прокат вышла схожая по тематике картина венгерского постановщика Ласло Немеша «Закат». В ней был показан Будапешт накануне Первой мировой войны. Есть и другие ленты, прямо и косвенно описывающие события 1914-1918 годов. Это «Четыре всадника Апокалипсиса» Рекса Ингрэма, «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, «Прощай, оружие» Фрэнка Борзеги, «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго» Дэвида Лина, сериал «Похождения бравого солдата Швейка» Вольфганга Либенайнера, «Боевой конь» Стивена Спилберга.
В «1917» вы, однако, не найдёте упоминаний о противостоянии Антанты и Тройственного союза, не узнаете ни о Горлицком прорыве, ни о битве при Ипре, ни об операции Нивеля. Всё внимание автора сосредоточено на двух младших капралах – Блэйке (Джордж Маккэй) и Скофилде (Дин-Чарльз Чепмен) – и лишь вскользь касается наступления британской армии на Линию Гинденбурга – длинную систему оборонительных сооружений на северо-востоке Франции.
С одной стороны, постановка Мендеса – самый настоящий аттракцион, напоминающий лучшие современные видеоигры, посвящённые Первой и Второй мировым войнам. При помощи ощущения одного бесконечного кадра был достигнут эффект присутствия – зритель проходит сложный и долгий путь вместе с героями.
На самом деле оператор Роджер Дикинс («1984», «Побег из Шоушенка», «Бегущий по лезвию 2049») использовал ряд уловок, включая применение спецэффектов и затемнение экрана, чтобы добиться такого результата. Но даже зная об этом, его работа производит ошеломительное впечатление!
Не нарушая композиционную целостность кадра, кинематографист сделал камеру подвижной. Она «бежит» за персонажами по открытым пространствам, «прячется» вместе с ними в окопах, «уворачивается» от вражеских пуль, выключается, когда военнослужащие засыпают или теряют сознание. А одна из заключительных сцен картины со временем наверняка войдёт в золотой фонд кинематографа.
Тревожные настроения поддерживает музыка Томаса Ньюмана. Композитор, написавший партитуры к «Зелёной миле» и «ВАЛЛ·И», создал минорно-торжественный, нервный, пульсирующий саундтрек. В самые драматические моменты картины он превращается в возвышенное музыкальное произведение.
С другой стороны, рассказанная Мендесом история основана на воспоминаниях дедушки режиссёра. При помощи Кристи Уилсон-Кернс (сериал «Страшные сказки») автор преобразил их в искреннюю повесть о простой человеческой отваге и крепкой дружбе.
«1917» – кино предельно гуманистическое. Эффектные взрывы, перестрелки и погони в нём – лишь средство для демонстрации лучших человеческих качеств, проявляющихся в поистине нечеловеческих условиях. Недаром в фильме в эпизодических ролях согласились сняться прославенные актёры: Марк Стронг, Колин Фёрт, Ричард Мэдден, Бенедикт Камбербэтч и Эндрю Скотт.
Создатели ленты отдают дань памяти жертвам войны. Безымянные погибшие – герои картины в той же степени, что и два протагониста. Чередуя сцены действия и моменты умиротворения, эпизоды в тесных тёмных катакомбах и на засыпанных пеплом равнинах, время страха и секунды необыкновенного мужества, в постановке Сэма Мендеса мы имеем редкую возможность лицезреть события Первой мировой войны под другим углом.
Всеобъемлющая катастрофа на мгновение сжимается до размеров спичечного коробка или, вернее будет сказать, становится помятой фотографией, на которой изображены родные и близкие. Ведь когда вокруг только смерть и отчаяние, ради них только и стоит жить. «1917» – мощный антивоенный манифест, горький плач по миллионам погибших и ода жизни, сила которой заключена в непрерывном движении.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 30 января