Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Кома
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 03.02.2020 11:39
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

КОМА
2020, Россия, 111 мин.
Жанр: фантастика
Режиссёр: Никита Аргунов
В ролях: Риналь Мухаметов, Любовь Аксенова, Антон Пампушный, Милош Бикович, Константин Лавроненко



Всё-таки отечественный кинематограф – зверь загадочный. Когда ожидания от того или иного проекта завышенные, чаще всего на выходе получается сплошное разочарование, ну а если от фильма ничего не ждёшь, он зачастую преподносит сюрпризы. Есть ещё третий вариант – самый редкий, а от того ценный – когда зрительские ожидания в той или иной мере выполняются, являя достойный продукт. «Кома» Никиты Аргунова относится к этой самой, редкой, категории.

Собственно, имя продюсера и режиссера Никиты Аргунова в первую очередь связано с именной студией ARGUNOV, которая ставит своей задачей – по крайней мере, судя по информации на сайте компании – комплексное решение задач, возникающих при создании фильмов с большим количеством компьютерной графики. Именно художники и дизайнеры из ARGUNOV Studio приложили руку к спецэффектам таких громких проектов, как «Вычислитель», «Мафия: Игра на выживание», «Защитники» и «Землетрясение».

Внимательный и пытливый кинолюбитель сразу проведёт логическую цепочку и легко вычислит главного заказчика контента от студии Аргунова. Братья Андреасяны уже довольно давно сотрудничают с Аргуновым в попытке создать новые русские блокбастеры а-ля «дорохо-бохато», но с копеечными бюджетами от Фонда Кино и отсутствием какого бы то ни было вкуса. Мы не станем в очередной раз прокатываться катком объективной критики по творениям Андреасянов, но направим свое пристальное внимание на режиссёрский дебют самого Никиты Аргунова.

Художественный фильм «Кома» – настоящая «тёмная лошадка» отечественного кинематографа. Выпущенный в 2016 году зрелищный тизер, содержащий лишь набросок сюжета, безликих статистов и много-много графики заинтересовал публику смелой амбициозной идеей и беспрецедентным уровнем визуальных эффектов. Тизер интриговал и вызывал настороженный скепсис, что, впрочем, не помешало «Коме» стать самым ожидаемым отечественным релизом 2020 года. Что довольно удивительно, учитывая коммерческие провалы предыдущих фильмов, к которым приложила руку студия Аргунова. Вероятно, самому основателю это надоело, и за «Кому» он решил взяться лично, ограничив присутствие братьев Андреасян лишь в качестве продюсеров.

В центре сюжета безымянный Архитектор (Риналь Мухаметов), после тяжёлой аварии оказывающийся на грани жизни и смерти, в мире комы, живущем по причудливым законам, недоступным человеческому пониманию. Здесь одновременно существует всё то, что люди помнят о реальном мире, искажённое и перекрученное субъективным восприятием. Как память человека непостоянна и фрагментарна, так непостоянно и место, в котором очутился Архитектор. Вместе с другими коматозниками Архитектор пытается выжить в новом для себя мире и найти способ проснуться.

Невзирая на любопытный концепт, зритель всё-таки не ждал явных чудес от работы режиссёра-дебютанта. Тем удивительнее тот факт, что «Кому» не просто можно смотреть, но смотреть даже с интересом. Хоть сценарий и состоит сплошь из штампов, оригинальность сюжетообразующей задумки вкупе с неплохим для нашего кино визуальным рядом делают своё дело – картина запоминается и даже умудряется создать особое настроение.

Актёрам, в большинстве своём, здесь нечего играть, но даже в рамках своих безымянных ролей (вместо имён тут прозвища) они смотрятся уверенно. Мухаметов как будто перекочевал на съёмочную площадку «Комы» из «Вторжения» Бондарчука – его Архитектор так же быстро говорит, как инопланетянин Хэккон, и выглядит наивным простаком, но никак не спасителем мира. Аксенова продолжает доказывать профпригодность, умудряясь вызывать сопереживание даже своей не слишком-то прописанной героине, и только Константин Лавроненко и Антон Пампушный, кажется, единственные, кому сценарист уделил должное внимание и кому есть с чем работать.

«Кома» подкупает своим ревизионистским подходом, и демонстрирует какое-то нетипичное для российского кино желание сделать хорошую оригинальную фантастику в необычном сеттинге. Хотя, конечно, при большом желании можно заметить в сюжете «Комы» торчащие уши из «Матрицы», «Начала» и других аналогичных лент, но стоит отдать должное Аргунову, являющемуся одним из сценаристов, что уши эти обусловлены исключительно общностью жанра, нежели желанием «закосить» под Запад.

Богатый визуальный ряд, который стал основной фишкой «Комы», быть может, и не способен потягаться с тем, что демонстрирует Голливуд, но именно здесь, как никогда в российском кино, заметно, на что ушло финансирование. Невероятные пейзажи коматозного пространства, где нет чёткого направления, где в одной комнате может размещаться сон о чьём-то дачном домике и грёзы о гималайских вершинах, где Эмпайр-Стэйт Билдинг соседствует с Биг-Беном, а всех обитателей комы преследуют мрачные зловещие Жнецы – существа, порождённые угасающим мозгом коматозников. Пожалуй, привыкшему к разнообразной киношной нечисти зрителю Жнецы из «Комы» не покажутся чем-то выдающимся, но Аргунов умышленно не акцентирует внимание на чудовищах, смещая акцент на людей, которые традиционно страшнее любого монстра.

«Коме» временами недостаёт большей изобретательности в работе с отрисованными задниками, экшен выглядит намного беднее, чем могло бы получиться с учётом всего, что имелось в распоряжении режиссёра. И всё же – и это немаловажно – постановщика хочется похвалить за старательность: «Кома» отнюдь не напоминает вылизанный шоурил студии Аргунова с демонстрацией возможностей потенциальным инвесторам, это продуманная, претендующая даже на какую-то глубину история, которая могла бы стать одной из лучших фантастических лент современного российского кинематографа, будь у руля фильма кто-то с большим опытом в режиссуре.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 30 января
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 434 гость(ей) : Денис Востродымов, Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio