ВАЛЬГАЛЛА: РАГНАРЁК (VALHALLA)
2020, Норвегия-Дания-Швеция-Исландия, 105 мин.
Жанр: фэнтези
Режиссёр: Фенар Ахмад
В ролях: Роланд Мюллер, Дульфи Аль-Джабури, Сесилия Лоффредо, Саксо Мольтке-Лет, Асбьёрн Крог Ниссен, Стине Фишер Кристенсен, Саломе Гуннарсдоттир
Брат и сестра Рёсква и Тьяльви даже предположить не могли, что однажды в их дом заявятся асгардские боги – Тор и Локи. Могучий повелитель грома и молний любит выпить и подраться, а вот тихий бог лжи не прочь устроить каверзу, чтобы столкнуть лбами мир смертных и богов. В результате жестокой шутки Локи, Тьяльви оказывается в услужении Тора, но младшая сестра не готова отпускать брата одного в Вальгаллу и тайком прячется в повозке богов. Дети оказываются в обители бессмертных накануне назревающего Рагнарёка. Ведь из своей темницы вырвался зловещий волк Фенрир, а враждебно настроенные великаны во главе с жестоким Утгарда-Локи намереваются пойти войной на Асгард и Одина. Лишь обещанное легендами Дитя Света способно отсрочить погибель всего живого, но его не видели уже тысячу лет.
Такова завязка нового киноэпоса, снятого, похоже, общими усилиями всего Скандинавского полуострова. Видимо кому-то на севере Европы надоело, что их мифы американцы превратили в балаган от Marvel, а гордого героя легенд Тора – в разжиревшего Криса Хемсворта, и попросили режиссёра с благозвучным, но далеко не скандинавским, именем Фенар Ахмад (который, на минутку, родился в Чехии!) снять что-то своё, родное, чтобы, так сказать, смыть всю ненужную комиксовую мишуру и показать скандинавский миф таким, каким он и задумывался тысячи лет назад пьяными викингами.
Как итог, вышло средней руки фэнтези, которое быть может и потешит самолюбие скандинавов, но наверняка останется незамеченным всем остальным миром. Наши прокатчики, конечно, снова молодцы, добавили к оригинальному названию «Рагнарёк», чтобы наверняка нацелиться на аудиторию Марвел, но если быть предельно честным, Битвой Богов в ленте Ахмада и не пахнет. Для эпического действа, итогом которого должна стать погибель всего сущего, в истории Рёсквы и Тьяльви слишком мало того самого эпика. Это до обидного приземлённая история, в которой боги показаны подобными людям, но с таким заоблачным самомнением, что во время просмотра невольно ловишь себя на мысли, что болеешь за великанов или, на худой конец, Фенрира.
Однако нельзя не отдать должное актёрскому составу – в кои-то веки скандинавские боги действительно скандинавы, без показательного расового разнообразия и лицемерной толерантности. Единственное исключение – Локи, но Дульфи Аль-Джабури выглядит весьма характерно в своём образе, а тёмная подводка под глазами и хитрый прищур делают его узнаваемым, даже если вы лишь поверхностно знакомы с асгардским пантеоном. Жаль лишь, что развернуться здесь Локи негде – одна проказа в начале, положившая начало путешествию героев, и весь оставшийся хронометраж где-то на периферии повествования. После великолепного Хиддлстона и популяризации обаятельного трикстера в кино, видеть такого бесполезного Локи, который толком и не демонстрирует своих талантов – обидная растрата хорошего персонажа.
Зато каков тут Один!.. Одноглазый владыка Асгарда на каменном троне в компании двух воронов выглядит не менее величественно, чем Энтони Хопкинс в золоте. Местный Один – высокомерен, вспыльчив, но не отказывается от хорошей драки. Ровно под стать ему и Тор – крепкий воин без излишнего сказочного флёра. А уж Мьёлниром этот Тор владеет ничуть не хуже марвеловского. Молот, к слову, выглядит очень аутентично тому, как он описывается в мифах.
Помимо Одина, Тора и Локи в истории так же фигурируют прекрасный Бальдр, воинственная Фрейя, заботливая Сиф, мудрая Фригга и однорукий Тюр – основной состав божественного пантеона скандинавов. О богах сказать что-то конкретное сложно – большую часть фильма они собачатся между собой, предаются возлияниям и меряются эго, но в финальной битве с великанами показывают свое боевое мастерство. Хотелось бы, конечно, проявления большей индивидуальности, но что есть, то есть.
Великаны, представляющие здесь главную угрозу, на великанов совсем не похожи. Ростом с обычного человека, своим гримом они больше напоминают орков Джексона. Впрочем, в логове великанов фильм демонстрирует неплохую адаптацию скандинавского мифа о том, как Тор ввязался в состязание с Утгарда-Локи и доблестно его проиграл. Владыка великанов предложил Тору сперва перепить его, но подсунул неиссякаемый рог, затем Тор попытался сразить супругу Утгарда-Локи, в облике которой был сам мировой змей Ёрмунгард, а после бог грома ввязался в пляску с воплощением самой Старости, от которой и погибает. Фильм Ахмада довольно точно пересказывает известную легенду, но упускает детали, поэтому тот, кто в скандинавских сказаниях не силен, не поймет ни то, почему Тор проиграл армрестлинг женщине, ни почему его смогла сразить безумная старуха.
Главные герои – Рёсква и Тьяльви – так же персонажи легенд, но в фильме их роль несколько изменили, чтобы зритель мог ассоциировать себя с ними. Дети неплохо играют, особенно миниатюрная Сесилия Лоффредо, которая выглядит особенно хрупкой на фоне асгардских богов.
Визуальный ряд в «Вальгалла: Рагнарёк» приличный, но ничего сверхзрелищного скандинавы предложить не могут. Кажется, весь бюджет тут ушел на CGI-Фенрира, Радужный мост и молнии Тора. Впрочем, даже с ограниченным бюджетом Фенар Ахмад смог создать неплохую иллюстрацию к «Младшей Эдде», которая станет отличным введением в скандинавскую мифологию для тех, кто с ней не знаком.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 30 января