ПРОСТО ПОМИЛОВАТЬ (JUST MERCY)
2019, США, 137 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Дестин Креттон
В ролях: Майкл Б. Джордан, Джейми Фокс, Бри Ларсон, Роб Морган, Рейф Сполл, Тим Блейк Нельсон, О’Ши Джексон мл.
«Просто помиловать» – своего рода рассказ о социальной несправедливости, который мы уже так часто видели, что от него немного бросает в дрожь. От «Убить пересмешника» до «Призраков Миссисипи» Роба Райнера (кстати, похоже, «Просто помиловать» отсылает к обоим произведениям») – в этих маститых драмах с именитыми актёрами нет ничего плохого, просто формат «оскаровской» приманки уже как-то приелся. Так и «Просто помиловать» – это компетентно снятая и даже трогательная история, в которой задействованы талантливые артисты, но глаз замыливается уже на старте. Несмотря на ясное представление самой неприятной стороны современной юриспруденции и переосмысление понятия справедливости, кинолента вышла чрезмерно обыденной и даже серой, хотя почему-то напрашивается шутка о большом количестве «чёрных» в касте.
Итак, жертвой в этой истории является Уолтер МакМиллан – несправедливо обвинённый человек. В штате Алабама, где каждый чернокожий – преступник по умолчанию, МакМиллан попал «под раздачу» и содержится в тюрьме за убийство 18-летней девочки. Преступления Уолтер, естественно, не совершал. После пяти лет нахождения в камере смертников, Уолтер встречает адвоката Брайана Стивенсона – молодого, честолюбивого, чернокожего выпускника Гарварда, который и взялся за дело МакМиллана. Помогает Стивенсону только активистка против смертной казни Ева, а опьянённые предрассудками алабамские власти ставят адвокату палки в колеса. Начинается битва против системы.
«Просто помиловать» слишком сильно полагается на сюжетные ритмы «Урагана» Нормана Джуисиона – видимо, ещё один источник вдохновения для создателей фильма. То была правдивая история о неправомерно осуждённом афроамериканце, который боролся за освобождение из застенок. «Ураган», конечно, менее мелодраматичный (и более насыщенный) фильм, но основанный на тех же аргументах, что и «Просто помиловать». Возможно, борьба с расизмом в Америке и была не зря, хотя бы потому, что на экран стали выходить такие фильмы, но месседж слишком устарел. Идея «не суди о человеке по цвету кожи» была лейтмотивом стольких произведений, что «Просто помиловать» среди них теряется.
О юридическом крестовом походе слово тоже замолвили. Большинство ранних фильмов подобного типа фокусировалось скорее на фигуре адвоката. «Просто помиловать» ставит в центр и адвоката, и жертву. Тенденция хорошая и задумка интересная, только это здорово разбавляет внимание, а само повествование подслащено: в этом случае победитель будет обязательно и, наверное, не один.
При этом «Просто помиловать» – исключительно голливудское кино. Да, Майкл Б. Джордан, получивший признание критиков, усилил этой картиной свою фильмографию – публика любит таких одиноких крестоносцев и упрямых чемпионов. Бри Ларсон, получившая «Оскар» за «Комнату», исполняет незначительную второстепенную роль, видимо, тоже для того, чтобы записать в фильмографию проект о «борцунах с несправедливостью». Наконец, Джейми Фокс, взявший на себя роль по личным причинам, о чём он заявлял в интервью, возможно, наиболее сильно разбавил свое амплуа – вот именно он и демонстрирует хороший драматический диапазон.
Довольно традиционная тюремно-судебная драма пытается быть эффектной и напряжённой, но кроме ангажированной иллюстрации о расовых предрассудках и эмоционального вовлечения ведущих актёров тут ничего нет. Для режиссёра Дестина Креттона это вообще словно прогулка по парку – всё, начиная от ритмов и заканчивая сюжетными поворотами, ощущается абсолютно знакомым; вплоть до самоцитат из «Короткого срока 12». В итоге сценарий не устанавливает даже чувства атмосферы: одни и те же темы о том, как негры страдают от унижений, уже порядком надоели. Белые, внезапно, оказываются более колоритными, чем чёрные: от слегка угрожающего прокурора в исполнении Рейфа Сполла до заключенного в тюрьму Тима Блейка Нельсона – именно они добавляют необходимую текстуру, чтобы оживить фильм, медленно загнивающем в таких образах как высокодуховный сокамерник и мудрый чернокожий. В итоге судебный вердикт неутешителен: если вынести эти и другие, нарочито художественные элементы, за скобки концепции «Просто помиловать», то документальный фильм о Стивенсоне сделал бы его историю лучше. Его, правда, мало бы кто увидел, хотя история этого несгибаемого человека должна быть рассказана.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 27 февраля