ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ (A HIDDEN LIFE)
2019, Великобритания-США-Германия, 174 мин.
Жанр: драма, военный, история
Режиссёр: Терренс Малик
В ролях: Аугуст Диль, Валери Пахнер, Мария Зимон, Тобиас Моретти, Бруно Ганц
Терренс Малик не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас. До большого перерыва, который он устроил себе с 1978 по 1998 год, режиссёр снимал более традиционные по форме своей фильмы: сюжет в них строился в чётком соответствии с классическими постулатами, а палитра художественных средств была менее разнообразна.
И хотя даже в первых произведениях автора можно углядеть отголоски Малика современного, по сути своей и «Пустоши», и «Дни жатвы» довольно сильно отличались от «Нового Света», «Древа жизни» и «Рыцаря кубков».
Не стала исключением и новая работа постановщика – основанная на историческом материале «Тайная жизнь». Фильм рассказывает историю австрийца Франца Егерштеттера, во время Второй мировой войны отказавшегося служить в вермахте.
Главный герой, которого играет Аугуст Диль, и его жена Франциска (Валери Пахнер) – люди простые, живущие размеренной жизнью фермеров. У них есть три дочери, хозяйство, маленький, но уютный домик, стоящий в живописном местечке где-то в Альпах. Но самое ценное, что у них есть – чистая искренняя любовь. Не только друг к другу и своим детям, но и к жизни вообще.
Когда начинается Вторая мировая война, и Франца призывают, мужчина отказывается присягать Гитлеру. На одну чашу весов он ставит беспредельную жажду жизни и нежные чувства к своей семье, на другую – высшие моральные ценности.
Ещё осенью 2018-го Малик рассказал, что в своём новом фильме он вернётся к чёткой сценарной структуре. Действительно, это роднит «Тайную жизнь» с дебютными лентами режиссёра. Однако полностью отказаться от своих наработок последних лет мастер не смог – почерк зрелого Малика сохранён здесь в полной мере.
Во-первых, картина снята при помощи широкоугольного объектива, в ней много закадрового голоса, потрясающе красивых видов природы (даже – пугающе красивых) и рваного монтажа.
Во-вторых, в постановке много поэтичных метафор. Так, например, возделывающие землю крестьяне – олицетворение «работающего» над верой в лучшие человеческие качества Франца, а девственные горы и долины – синоним жизненной силы, которую не в состоянии уничтожить никакая война.
Нацизм воплощает тут людские пороки, неприятие позиции Франца его односельчанами – сложности, с которыми сталкивается любой человек на своём пути. Всё глубже погружаясь в историю, ординарное постепенно превращается в сложноустроенное, а казавшиеся очевидными постулаты и выводы проходят жесточайшую проверку на прочность.
Тихая деревушка Санкт-Радегунд, в котором живёт протагонист, выглядит настоящим раем на охваченной адским пламенем Земле. Документальные кадры войны, а также письма, которые посылали друг другу разделённые сотнями километров и общим несчастьем муж и жена, прибавляют истории правдоподобия.
Гротескные немцы немного выбиваются из общей атмосферы произведения, но всё же не слишком сильно отвлекают от объёмного героя. Он отчаянно любит, страдает, мучается и делает итоговый выбор – одновременно страшный и изящный.
Визуальный ряд фильма отлично дополняет восхитительная музыка Джеймса Ньютона Ховарда. Прославленный композитор, написавший партитуры к «Повелителю приливов», «Кинг Конгу» и «Тёмному рыцарю» (в компании с Хансом Циммером) создал проникновенные мелодии, идеально подходящие картине Малика.
Однако немалый хронометраж ленты наверняка заставит зрителя не раз нервно поёрзать в кресле, а настойчивое – но всё же не навязчивое! – обращение Малика к теме веры всё же не оставляет сомнений – трансцендентальный подход режиссёра никуда не делся.
«Тайная жизнь» – медитативное путешествие в глубины человеческого сознания, бесконечно прекрасное и поэтичное кино о вере и сомнениях, смирении и столкновении эгоизма и альтруизма, равнодушия и эмпатии. Все эти состояния души – неотъемлемая часть жизни каждого человека. В своём десятом полнометражном фильме Терренс Малик убедительно это доказал.
Геннадий Гусев
Не ходите в кинотеатры – сидите дома