АРТЕМИС ФАУЛ (ARTEMIS FOWL)
2020, США, 95 мин.
Жанр: фэнтези, семейный, приключения
Режиссёр: Кеннет Брана
В ролях: Колин Фаррелл, Джош Гад, Джуди Денч, Лара МакДоннел, Нонсо Анози
Если вы думали, что «Излом времени» - худшая экранизация, на которую способна студия Disney, то после просмотра «Артемиса Фаула» мнение придётся изменить. Здесь, конечно, не будет Опры Уинфри размером с дом и летающей инопланетной капусты, однако, Кеннет Брана с командой немало постарается, чтобы испортить полтора часа из жизни потенциального зрителя. Его очередной фильм вещь в своём роде уникальная – одна из самых невразумительных адаптаций в истории кино и в то же время одно из тех скверных подростковых фэнтези, что когда-либо видели свет. Наследие ирландского писателя Йона Колфера, в 2001 году начавшем свою знаменитую франшизу про юного гения преступного мира, идеального антигероя для читателей школьного возраста, выворачивается наизнанку, превращаясь в банальную историю про подростка, открывшего существование сказочного мира по ту сторону чего-то там.
Одна экспозиция здесь сменяет другую. Сначала зрителя знакомят с Артемисом – школьником, серфингистом, вундеркиндом и главным мисткастом года. Будучи сыном известного коллекционера древностей, он успел много узнать о магических существах. Однажды Фаула-старшего похищают, и неизвестный злодей начинает требовать в качестве выкупа могущественный артефакт. Тут-то и выясняется, что отец Артемиса на самом деле многое скрывал от своего сына, и участие в краже дорогостоящего антиквариата – меньшая из семейных тайн. Затем фильм переключается на второго персонажа – капитана Элфи Малой, офицера полиции из мира волшебного народца. Через неё зрителя мельком знакомят с устройством подземного сказочного мира, вскользь упоминают историю того самого всемогущего макгафина, а затем с помощью череды экшен-сцен возвращают сюжет к Артемису, берущему Элфи в плен, чтобы реализовать свой гениальный спасательный план.
Обо всё этом, кстати, зрителю рассказывает Мульч Рытвинг, гном-переросток, одетый в обноски гаррипоттеровского Хагрида. Судя по развитию сюжета, рассказчик из него так себе – действие хаотично мечется из стороны в сторону, перемещаясь между эпизодами в рандомном порядке и не сосредотачиваясь практически ни на чём. Многочисленные визуальные отсылки к известным фильмам только добавляют лишнего шума и лишают историю самостоятельности не только в плане оригинального сюжета, но и собственного стиля. «Гарри Поттер», спилберговский «Инопланетянин», «Люди в чёрном», «Дети шпионов» и т.д. и т.п. – «Артемис Фаул» словно огромный и неловкий метакультурный мэшап, непонятно зачем и непонятно откуда выбравшийся на свет. Брана как будто бы тяготится отсутствием интереса к первоначальному материалу, костенеет в напускном консерватизме и совершенно не может в юмор. Шутки, которые у Колфера граничили с едкой иронией и забавным цинизмом, здесь отсутствуют как элемент – то, что создатели пытаются выдать за них, не более чем пердёж в лицо зрителю (не даром псевдогном-рассказчик увлекается этим во время рытья тоннелей).
Если сам Колфер начнёт смотреть фильм, то навряд ли сумеет отнять руку от лица – импульсивного богатенького нерда сложно представить на месте хладнокровного школьника-социопата, строящего изобретательные каверзы ради спасения собственной семьи. Но исполняющий главную роль дебютант Фердия Шоу наименьшая из многочисленных проблем картины. Её релиз переносился неспроста – во время просмотра сложно не заметить местные чудеса монтажа, будто бы на постпродакшене эпизоды спешно меняли местами, переделывали и перекраивали события в попытке избежать гарантированного провала. Поневоле задаёшься вопросом о том, насколько же был плох первоначальный вариант, если в итоге получилось вот это вот – неуклюжий результат сказочного инцеста, отправленный вместо широкого проката на Disney+. Почти полтора часа сплошного экшена, кажущиеся бесконечными – насколько нелепым выглядит многомиллионное компьютерное месиво, которое пытаются выдать за столкновение волшебства и современного мира. Если зрители, впервые знакомящиеся с историей, пытаются в недоумении разобраться в происходящем, то поклонники литературной франшизы фалломорфируют от изнасилования своих детских впечатлений. Для них «Артемис Фаул» равносилен ночному кошмару, для остальных, невольно вовлечённых в просмотр – это просто крайне неудачный киноопыт, который навряд ли захочется пережить.
Кирилл Банницин
В интернете с 12 июня