ПЯТЕРО ОДНОЙ КРОВИ (DA 5 BLOODS)
2020, США, 154 мин.
Жанр: драма, военный
Режиссёр: Спайк Ли
В ролях: Делрой Линдо, Джонатан Мэйджерс, Кларк Питерс, Норм Льюис, Исайя Уитлок мл., Мелани Тьерри, Пол Уолтер Хаузер
«Пятеро одной крови» – новый проект Спайка Ли и вышел он каким-то слишком ангажированным. Конечно, если быть знакомым с творчеством Ли, надо знать, что мужчина этот – на своей волне. Любит он, видите ли, высказываться о проблемах чёрных, и в этом нет ничего плохого – этот вполне важный культурный пласт Америки имеет право на то, чтобы быть проанализированным посредством кинематографа. С «Чёрным клановцем», кажется, получилось. С «Пятеро одной крови» Спайк Ли захотел усидеть на двух стульях: и раскрыть ту сторону войны во Вьетнаме, о которой американцы предпочитают молчать, т.е. образ мыслей чернокожих солдат во времена расизма американского общества, и заделать приключенческий фильм. В итоге вышло зрелище немного сумбурное: одна нога у Спайка Ли застряла в прошлом, а другая движется синхронно с движением Black Lives Matter, из-за чего сам режиссёр будто разорвался. Вместо социальной критики вышло что-то вроде проекта Оливера Стоуна для бедных (для чёрных, кхе-кхе), переплетённого с классической притчей о том, что жадность – это, видите ли, плохо.
Сюжет разворачивается как в настоящем, так и в 60-х. Пол, Отис, Эдди и Мелвин – четыре ветерана, которые возвращаются во Вьетнам, чтобы забрать тело погибшего однополчанина Нормана… и сундук золота, припрятанный во время боевых действий. Солдатское братство – нерушимо, да и мотивы, на первый взгляд, благородные: золото герои решили прикарманить в ответ на расистские притеснения давно минувших дней. Иными словами, персонажи ощущают себя жертвами лицемерия: они боролись за свободу во Вьетнаме, а когда вернулись в Штаты, то подверглись дискриминации. Ветераны сталкиваются со своими демонами в ненавистных джунглях, примиряются с прошлым и анализируют настоящее.
По большому счёту «Пятеро одной крови» представляют собой одну большую кинематографическую отсылку на «Мост через реку Квай», «Сокровища Сьерра-Мадре» и «Апокалипсис сегодня». При этом значительная часть фильма содержит в себе сложный подтекст о «чёрном» Вьетнаме. Спайк Ли делает акцент именно на действия чернокожих солдат в контексте войны белых, а также на их последующую рефлексию, однако, в сценарии это не всегда работает. Дело в том, что такие фильмы как «Апокалипсис сегодня» осуждают систему целиком, а солдат – как её действующий механизм. «Пятеро одной крови» терпят неудачу, поскольку у Ли злодеи – белые, а афроамериканцы – жертвы обстоятельств. Иными словами, основной недостаток лежит в основе вопроса, которым задался Спайк Ли.
При этом режиссёр сознательно игнорирует сложные темы, хотя по этому фильму он осознает их важность. В какой-то момент один из героев по имени Отис отмечает, что ветеранов Вьетнама несправедливо называли убийцами. Далее Ли показывает документальный монтаж убийств и зверств. При этом Спайк отказывается от обсуждения этой темы, вместо этого включая в монтаж патриотические для чернокожих моменты из истории США. В то время как герои могли быть примерами насилия, которые лютые афроамериканцы совершают против белых (или даже заодно с ними), режиссёр заводит пластинку о «страдающих неграх». Постановщик понимает, что война и американское желание поиграть мускулами формируют порочную систему, которая, в том числе, приводит и к расизму, но он также почему-то не считает своих же героев лицемерами.
Без четкого политического или социального послания «Пятеро одной крови» вынуждены полагаться на силу своего повествования. Сценарий выигрывает от того, что его герои больше философствуют, чем воюют. Сама кинолента сделана любопытна, особенно сцены воспоминаний, хотя действие в современности ещё больше подчёркивает действенность месседжа. Подкачал, разве что, актёрский состав: никто особенно не запоминается, кроме абсолютно ненужного картине Чедвика Боузмана и неузнаваемого Жана Рено.
Понятно, почему зарубежным критикам так понравились «Пятеро одной крови» – проект вышел как раз в одно время с американскими протестами, спонтанно возникшими после убийства Джорджа Флойда. Критиковать фильм на тему расизма, пусть местами и изящный, как «Пятеро…», было бы профессиональным самоубийством для уважающего себя (а вернее – трясущегося за своё рабочее место) журналиста. Куда интереснее социальная сторона картины, которую Спайк Ли, в отличие от «Чёрного клановца» (почти полной противоположности «Пятерых…»), не дожал. На протяжении фильма режиссёр несколько раз заключает, что война – это деньги, а деньги – это война. В «Пятеро одной крови» главные герои вписываются в происходящее, хотя до поры до времени: по большей части сценарий неубедителен, персонажи – непоследовательны, а месседж для американской публики – прозрачен.
Егор Рябцев
В интернете с 12 июня