Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Биография: Джоэл Шумахер
Автор: Егор РябцевДата: 27.06.2020 05:18
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
22 июня в возрасте 80 лет ушёл из жизни режиссёр, чью карьеру буквально перечеркнул «Бэтмен и Робин». Но в его карьере были и достойные фильмы.


Голливудскую карьеру Джоэла Шумахера можно считать классической. Мало кто помнит, но Шумахер был одним из самых видных режиссёров в 80-е и 90-е: студии с лёгкостью давали на реализацию его проектов большие деньги. Это действительно было так: Джоэл поставил несколько успешных фильмов, в наши дни считающихся культовыми, и даже спорные киноленты его авторства некоторые зрители рассматривают по крайней мере как недооценённые. От супергероики до сатиры, от юридических триллеров до откровенного трэша – фильмография Шумахера весьма обширна, а благодаря таланту постановщика на голливудском небе зажглись такие звёзды как Кифер Сазерленд и Колин Фаррелл.

Несмотря на то, что дебюты Шумахера состоялись в 70-е (глуповатые проекты, сделанные для ТВ – «История Вирджинии Хилл» и «Ночь любителей в баре Дикси»), его первый громкий проект пришёлся на 1981-й – «Невероятно усохшая женщина». Первый же настоящий успех случился уже в 85-м с «Огнями святого Эльма» – ностальгической драме о дружбе молодых людей. Уже в нём Шумахер познакомил публику с перспективными актёрами: Эмилио Эстевесом, Робом Лоу, Деми Мур. Несмотря на «Золотую малину» за худшую мужскую роль второго плана, которую получил Роб Лоу за «Огни», в 1987-м Шумахер снял «Пропащих ребят» – чёрную комедию на тему вампиров. Кинолента стала одной из главных в эпоху 80-х, а отсылки к ней встречаются в поп-культуре и по сей день.

90-е начались для Шумахера с «Коматозников» – паранормальной картины с Билли Болдуином, Кевином Бейконом, Кифером Сазерлендом и Джулией Робертс, находившейся на волне популярности после «Красотки». Возможно, не особо осознавая свой статус, Шумахер интуитивно предугадал некоторые кинематографические тенденции. Дальше – больше: драма «Умереть молодым» и прозорливый, почти гениальный «весёлый» триллер – «С меня хватит!» с молодым Майклом Дугласом. Вот уж точно культовая картина! «С меня хватит!» был отмечен в Каннах номинацией на Золотую пальмовую ветвь.

Затем последовал юридический триллер «Клиент». К 1995-му Шумахер считался очень солидным постановщиком. Осознавая его опыт в качестве дизайнера и модельера, студии привлекли Шумахера к созданию новых частей «Бэтмена» – как раз после того, как Тим Бёртон напугал излишне впечатлительных детишек своим «Бэтмен возвращается». Студии нужен был режиссёр без рисков. Им и стал компетентный Шумахер. Несмотря на то, что жанр про супергероев станет одним из самых популярных в мире, Джоэл не смог его освоить: в представлении постановщика «Бэтмен навсегда» был ближе к версии Адама Уэста, а не Кристофера Нолана. Ну а дальше все мы помним и про нелепого Шварца, и про соски Джорджа Клуни и про, прости Господи, Бэт-кредитку. Возможно, для Шумахера супергерои не должны были быть взрослыми: постановщик, словно его герои из «Пропащих ребят», застрял в подростковом возрасте, особенно если думал о супергероях. С другой стороны, сравнение можно провести с Бэтмобилем: карьера Шумахера была впечатляющей, гладкой, технократической с какой-то стороны, но способной взорваться при неправильном обращении.

Вероятно, провал с «Бэтменом и Робином» открыли тёмную сторону Шумахера. В перерыве между «Бэтменами» постановщик снял «Время убивать» – юридический триллер на тему расизма, цинизма и женоненавистничества. В 1999-м настало время излишне жестокого и мрачного нуара – «8 миллиметров». В «нулевые» некогда обласканный критиками Шумахер пришёл незаметным постановщиком, хотя и в современной классике есть видные работы: раздутый боевик «Плохая компания», хичкоковский микро-триллер «Телефонная будка», стильный, но дурацкий «Призрак оперы», серьёзный фильм с Джимом Керри «Роковое число 23», лютый трэш с Генри Кавиллом «Кровавый ручей», типа наркодрама «Двенадцать» и, наконец, скучнейший триллер с Николасом Кейджем и Николь Кидман – «Что скрывает ложь». Последняя его работа, увы, сериальная: два эпизода «Карточного домика».

Хотя фильмы Шумахера часто приносили немалую прибыль, режиссёр не был уважаем публикой (сказывалось эхо «Бэтмена и Робина»). А зря. Как говорил сам Шумахер (скромности ему явно было не занимать): «Мой успех всегда раздражал людей. Может быть, они думали, что я этого не заслуживаю». На самом деле, Шумахер заслуживал: хотя бы за «Телефонную будку» и «С меня хватит!». Вопрос скорее в том, был ли сам постановщик счастлив. Как признавался Джоэл в ретроспективе «Бэтмена и Робина» в 2017-м, аккурат к двадцатилетию его эпохальной, в плохом смысле, картины: «Я думаю, что я один из самых счастливых людей в мире. Я добился своей мечты. Получил даже намного больше, чем мечтал. Я – всего лишь ребёнок, чьи родители умерли рано, я был предоставлен сам себе и вырос в кинотеатре и перед телевизором. Я хотел рассказать эту историю».

Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 102 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio