ГРЕЙХАУНД (GREYHOUND)
2020, Китай-Канада-США, 91 мин.
Жанр: военно-морское рубилово
Режиссёр: Аарон Шнайдер
В ролях: Том Хэнкс, Стивен Грэм, Элизабет Шу, Карл Глусман, Ли Норрис
1942 год. Соединённые Штаты уже вступили во Вторую мировую войну. Верующий офицер Эрнест Краузе назначен командовать эскадренным миноносцем «Грейхаунд», которому предстоит возглавить защиту конвоя, состоящего из 37 кораблей. Но совершая путешествие из Америки в Великобританию, через Северную Атлантику, и перевозя ценный груз, корабли подвергаются атакам немецких подводных лодок, поджидающих в недосягаемых для авиационной поддержки водах и применяющих тактику «Волчья стая». Теперь командующему необходимо вступить в бескомпромиссное противостояние с вражескими субмаринами и попытаться защитить судна союзников, пока британская авиация не сможет предоставить воздушный щит. Поэтому отныне участников баталий ждёт либо вид растекающихся по морской поверхности луж топлива, подтверждающих, что враг повержен, либо последнее в жизни плавание.
Том Хэнкс, не только сыгравший главную партию, но и выступивший в качестве сценариста и написавший скрипт по мотивам романа Сесила Скотта Фрестера «Добрый пастор», воплотил образ, на котором собаку съел. Будь то капитан грузового судна, на который напали сомалийские пираты, или командир пассажирского авиалайнера, вынужденный совершить чудо на Гудзоне – старина Том прекрасно вписывается в подобное. Тем не менее, актёрские перфомансы здесь отходят на второй план, поскольку авторы фильма осознанно используют минималистическую драматургию в угоду даже не столько зрелищности, сколько попытки продемонстрировать не героизм, но некую рутинность происходящего для всех сопричастных и невозможность отвлечься на посторонние вещи, разумеется, в условиях времени и места действия. Такой немного аскетичный подход позволяет говорить о том, что военная драма «Грейхаунд» – в большей степени кино именно военное, и в гораздо меньшей – драматическое; своего рода образец почти чистого жанра, из которого всё лишнее удалил безумный монтажёр. Единственным ответвлением от основного действия является романтическая линия персонажа Хэнкса, бегло представленная в парочке флэшбеков.
А в остальном всё зрительское внимание захватывают уместившиеся в скромный хронометраж эпичные сражения на море, с технической точки зрения снятые очень недурно и весьма реалистично. При этом ставка делается не столько на красочные взрывы и эффектно тонущие суда, как это было, к примеру, у Майкла Бэя в «Перл-Харборе», сколько на демонстрацию «кухни» военно-морской службы изнутри. То есть зрителю предоставляется уникальная возможность познакомиться с особенностями командования экипажем, оценить воочию тактику ведения боя с подлодками противника и вместе с героями прочувствовать приближение неизбежно надвигающейся угрозы, подкреплённое запугивающим троллингом вражеских бойцов по радиосвязи. Диалоги в картине изобилуют профессиональными терминами, ситуация требует неотложных решений, а враг всё наступает и наступает. В связи с этим стилистически лапидарный «Грейхаунд» оказывается чрезвычайно динамичным, вплоть до того, что буквально разрывающемуся на части Эрнесту некогда передохнуть (неистовый разносчик еды повсюду носится с подносом в тщетной надежде накормить Краузе, не евшего и не спавшего уже чёрт знает сколько времени).
В одной из сцен главному герою нужно сделать сложный выбор: ринуться спасать оказавшихся за бортом моряков, или отправиться на подмогу другому судну, требующему срочной поддержки. Очевидно, что в этот момент зритель будет ждать решения не меньше, чем те члены экипажа, которым предстоит выполнить приказ. Невероятно контрастной выглядит сцена, когда в разгар битвы камера устремляется ввысь, за облака, и на фоне всех этих огненных вспышек и непрекращающегося грохота так величественно простирается по небу северное сияние, озаряющее своими красками кадр. Чертовски интересно наблюдать за тем, как эсминец пытается маневрировать и увернуться от запущенных в его направлении торпед. Приятно удивляет и тот факт, что лента лишена того, без чего обходится мало какой жанровый фильм – патриотического или какого-либо другого пафоса. Вместо пафосных речей, показного героизма или масштабных чествований измождённый капитан после выполненного долга отправится в свою каюту, чтобы просто вздремнуть часок другой, и вот такое развитие событий для него, пожалуй, окажется наивысшей наградой.
Денис Федорук
В интернете с 10 июля