Сериалу больше подошло бы название «Мастера ужасов и случайно проникнувшие в каст режиссёры, чтобы разбавить творческие бредни стариков», но шоу вышло любопытным и показало, что жанр хоррор можно интерпретировать по-разному.
МАСТЕРА УЖАСОВ (MASTERS OF HORROR)
2005, США-Канада-Япония, 60 мин.
Жанр: ужасы, антология
Количество сезонов: 2
Режиссёры: Стюарт Гордон, Дарио Ардженто, Джон Карпентер и др.
В ролях: Карен Элизабет Остин, Дж. Уинстон Кэрролл, Михо Нинагава, Энтони Харрисон, Диего Мартинес-Тау, Теа Гилл, Эзра Годден, Эмили Энн Грэхэм
Хоррор-антологии давно стали отдельным жанром. Вероятно, большую роль в этом сыграли «Байки из склепа», но прозорливые киноманы вполне могут вспомнить более старые произведения: «шкатулочки ужасов» студии «Хаммер», где сверхъестественные сюжеты подавались без особого смысла. В середине «нулевых» канал Showtime запустил самую амбициозную (по сей день) хоррор-антологию – сериал «Мастера ужаса». Похожие сериалы (от «Воплощения страха» до ребута «Сумеречной зоны») так и не смогли приблизиться к качественному уровню «Мастеров…». Каждая серия – отдельная история, которую можно рассматривать как полноценный фильм: в чём-то удачный, в чём-то нет.
«ПРОИСШЕСТВИЕ НА ГОРНОЙ ДОРОГЕ»
Режиссёр: Дон Коскарелли (франшиза «Фантазм», «Бабба Хо-Теп»)
На пустынной дороге в горах Эллен сталкивается с лысым клыкастым монстром-гуманоидом и начинает бороться за свою жизнь.
«Происшествие» – типичное развлекалово формата слэшер. Такое чувство, что будучи заметным в хоррорах 80-х Дон Коскарелли решил собрать воедино все стереотипы: женщину в беде, психопата из леса, жуткий домик, трупы, трупы, трупы… Но даже с такими шаблонами серия содержит в себе несколько интересных сюжетных поворотов, а также вполне достойного антагониста: жуткого маньяка Луноликого. Честно говоря, при желании хронометраж можно было бы сократить раза в два или в три, да ещё и концовку поменять, но в целом это удачный эпизод. А ещё в нём отметился ныне покойный «кошмар нашего детства» Ангус «Верзила» Скримм, известный по своему сотрудничество с Коскарелли в «Фантазме».
«СНЫ В ДОМЕ ВЕДЬМЫ»
Режиссёр: Стюарт Гордон («Реаниматор», «Извне», «Куклы», «Дагон»)
Молодой аспирант работает над завершением своей дипломной работы. Он снимает комнату в старом доме и вскоре становится жертвой ярких галлюцинаций. Герой подозревает, что наваждение может иметь потусторонний характер.
Стюарт Гордон, известный поклонник Лавкрафта, не мудрствуя лукаво решил обратить к творчеству знаменитого писателя. Итогом стал солидный телефильм: атмосферный, жутковатый и с типичным лавкрафтовским концом. По большей части «Сны в доме ведьмы» полагаются именно на жуткую атмосферу, а не на скримеры или пугающие образы, что не может не радовать. В целом это довольно компетентно сделанный короткометражный фильм, особенно учитывая ограниченный бюджет, немного кривые руки актёров и декораторов, а также урезанный хронометраж. Гордон явно проникся темой: в комментариях к серии режиссёр признался, что вынашивал идею экранизации рассказа Лавкрафта аж с 1980-х годов.
«ТАНЕЦ МЕРТВЕЦОВ»
Режиссёр: Тоуб Хупер («Салемские вампиры», «Полтергейст», «Техасская резня бензопилой»)
Впоследствии Третьей мировой войны человечество деградировало, банды головорезов рыщут по американским провинциям, а основным развлечением стал таинственный цирк с ожившими мертвецами.
«Мастера ужаса» – не всегда гарант качества и «Танец мертвецов» показывает это. Несомненно, техасский постановщик Тоуб Хупер обладает своим особым видением («Техасская резня бензопилой» не даст соврать), но вместо того, чтобы сосредоточиться на своих сильных сторонах (вроде литров крови и щедрых доз адреналина), Хупер в рамках «Мастеров ужасов» снял невнятный постапокалипсис. Во-первых, «Танец мертвецов» больше похож на творение научно-фантастического жанра, вроде «Я – легенда». Во-вторых, явно заметна экспериментальная направленность «Танца…», но Хуперу не удалось найти подходящего ключа для зрительских симпатий. Разве что Роберта «Фредди Крюгера» Инглунда завезли: наш любимый дед в «Танце…» смотрится очень уместно.
«ДЖЕННИФЕР»
Режиссёр: Дарио Ардженто («Демоны», «Ужас в опере», «Суспирия»)
Полицейский спасает изуродованную женщину, после чего необъяснимым образом становится ею одержим. Деструктивная любовь выстлана кишками, кровью и прочими объектами радостей излишне кровожадных зрителей.
«Дженнифр» режиссировал Дарио Ардженто, причём в момент, когда его звёздный час уже давно прошёл. Признаться, во многом серия представляет собой дешёвый эксплуатационный ужастик; даже странно, что автором числится создатель высокоэстетских триллеров. Ардженто варился в жанре джалло в течение многих лет, а в «Дженнифер» его словно покинуло чувство стиля. Тем не менее, что-то в сюжете есть: это медленное погружение в безумие, смесь эротики и гротеска, грубые образы, захватывающие внимание сцены, а также загадочная недосказанность. В итоге эпизод вызывает противоречивые впечатления, но Ардженто следует отдать должное: к моменту премьеры серии в рамках антологии «Мастеров ужаса» Ардженто был почти забыт и именно эта серия немного расшевелила его карьеру.
«ШОКОЛАД»
Режиссёр: Мик Гэррис («Зубастики 2», «Психо 4», «Лунатики», «Противостояние»)
Обычный работающий в лаборатории парень, ответственный за создание искусственного ароматизатора, арестован за убийство. Герой рассказывает зрителю свою историю, наполненную духовными переживаниями, сексом, насилием и видениями привлекательной женщины.
Мик Гэррис – инициатор и исполнительный продюсер всех «Мастеров ужасов» сам умудрился создать весьма невнятный сегмент антологии. Идея на самом деле весьма яркая, учитывая, что духовный опыт герой приобретает, когда его родственная душа находится на грани оргазма. Из этого можно было бы сделать вполне уместную чёрную комедию, но Гэррис решил подать всё происходящее именно в формате триллера. В итоге впечатление скорее неловкое: здесь есть пара удачных кинематографических моментов и плавная операторская работа, но серия далеко не лучшая; наверное, первый действительно пустой эпизод сериала – интересная предпосылка, сносная реализация и посредственный финал.
«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»
Режиссёр: Джо Данте («Вой», «Гремлины», «Предместье», «Солдатики»)
Мёртвые вернулись домой… чтобы проголосовать!
Сценарий «Возвращения домой» писался аккурат под президентские выборы 2004 года в США, так что на тот момент тема была достаточно актуальной. Сказка – ложь, да в ней намёк; тема выборов по-прежнему остаётся для американцев больной. Данте деконструировал тему зомби, в данном случае злом являются люди, а не ожившие мертвецы. Политическая сатира не осталась без внимания: идеи «Возвращения домой», а также весьма оригинальная подача сюжета, будут в тренде для американской публики ещё долго.
«ЖЕНЩИНА-ОЛЕНЬ»
Режиссёр: Джон Лэндис («Американский оборотень в Лондоне», «Сумеречная зона», «Кровь невинных»)
Несчастный детектив был понижен в должности и прозябает на скучной работе. У него появляется шанс проявить себя после брутального убийства водителя грузовика, в котором, вероятно, может быть замешено существо из индийской легенды: женщина-олень – соблазнительная молодая красавица с оленьими копытами.
Массовик-затейник Джон Лэндис, автор удачных комедий вроде «Братьев Блюз» и «Поменяться местами», оказывается, ещё и режиссёр хорроров. Мужик он, что называется «на своей волне» и поэтому его сегмент оказался ближе к «Американскому оборотню…»: идея трансформации, хорошие персонажи и неординарное чувство юмора. Проблема в том, что Лэндис не смог определиться с тональностью: это и не комедия, и не фильм ужасов, и не наполненный чёрным юмором эпизод. Тем не менее, постановщик смог сохранить серьёзную мину при полном абсурде происходящего на экране, так что у него вышел неплохой эпизод, которому, вероятно, просто не место в антологии с тайтлом «Мастера ужасов».
«СИГАРЕТНЫЙ ОЖОГ»
Режиссёр: Джон Карпентер («Нечто», «В пасти безумия», «Хэллоуин»)
Частный детектив тире киноман по поручению эксцентричного богача разыскивает таинственный фильм под названием «Абсолютный конец света». Согласно легенде, любой, кто посмотрит киноплёнку, сойдёт с ума и впадёт в кровавое безумие.
Сюжетная линия «Сигаретного ожога» действительно интригует, а тема эпизода будет понятна любому синефилу. Да и Карпентер не подкачал: в эпизоде есть несколько его фирменных тем паранормальной угрозы. Постановщик, видимо, воспользовавшись связями, смог заманить неплохих актёров вроде Нормана Ридуса и Удо Кира. Только вот как режиссёр «мастер ужаса» сдал позиции: то, как зрителю преподносят вполне неплохую сверхъестественную историю, немного разочаровывает. Зрелище похоже на немного скучноватый квест: сыщик идёт от двери к двери в поисках печально известного фильма, каждый раз его предупреждают об опасностях и бесконечном зле… но так и не рассказывают о подноготной самого фильма! В итоге не впечатляет и развязка: в своей кульминации достойная задумка увядает в кровавой оргии.
«ДЛИННОВОЛОСОЕ ДИТЯ»
Режиссёр: Уильям Мэлоун («Дом ночных призраков», «Страх.сом»)
Красавица-блондинка Тара, внезапно, не очень популярна в школе, так что после похищения её никто не хватился. Семейная пара заключает Тару в подвале своего особняка вместе с парнем-подростком. А вскоре выясняется, что в подвале обитает кто-то ещё.
Мэлоун подошёл к созданию своего сегмента креативно, ловко играясь с различными модными приёмчиками типа стоп-кадров, чёрно-белых сцен и т.п. История от Мэлоуна – одна из наиболее традиционных во всей антологии (наравне с «Происшествием на горной дороге») и всё же у «Длинноволосого дитя» есть пару неудачных моментов. Взять хотя бы монстра: он выглядел нелепо ещё во времена, когда делали сериал, а сейчас попросту убог! Да и актёры халтурят, что заметно невооружённым взглядом. Режиссёр слишком сильно хотел снять хоррор в классическом понимании этого слова, что сделало эпизод излишне старомодным.
«СТРАННАЯ ДЕВУШКА»
Режиссёр: Лаки Макки («Мэй», «Женщина»)
Энтомолог-лесбиянка разрывается между любовью к женщинам и профессией – изучением насекомых. Вскоре героиня встречает милую девушку, а также получает посылку с экзотическим насекомым.
Что заставляет эту серию работать, так это явно не сюжетная линия о паре лесбиянок и жуке-убийце. В лучшем случае даже в руках талантливого режиссёра (к которым Лаки Макки не относится) подобное зрелище вышло бы средним. Скорее всего в удаче «Странной девушки» виноват стиль. В серии полно сюжетных ходов в целях развития персонажей, которые поглощают эксплуатационную направленность сценария. Отказ от ориентации на мейнстрим пошёл «Странной девушке» на пользу: немного ужас категории В, немного ЛГБТ-драма, горы самоповтора (Лаки Макки вообще любит тему лесбиянок, ищущих принятия), а также наличие собственного стиля и миловидных актрис – это заставляет сказать «Странной девушке» скорее да, чем нет.
«ПОДВЕЗИТЕ МЕНЯ»
Режиссёр: Ларри Коэн («Оно живо», «Вкусная дрянь», «Злая мачеха»)
На автотрассе в лучших традициях дурных анекдотов орудуют двое серийных убийц: один убивает тех, кто сядет к нему в грузовик, а второй убивает тех, кто согласился его подвезти.
Один из самых оригинальных эпизодов сериала – хотя бы из-за завязки! Резкий взгляд на легенды автостопщиков, которые, вероятно, одинаковы в любой стране. История воспроизводится слегка насмешливо, почти в формате чёрной комедии, а знаменитый Ларри Коэн высмеивает характерные приёмы для сценария такого типа: сломанные автомобили, дальнобойщики, грязные комнаты в мотелях и прочее. Но главное, что отличает эту серию, так это фокусирование именно на злодеях, а не на героях. При этом «Подвезите меня» доходит до своего логического завершения, оставляющего впечатления как от просмотра серии другого идейного близкого проекта – «Баек из склепа».
«ИСТОРИЯ ХЭКЕЛЯ»
Режиссёр: Джон МакНотон («Генри: Портер серийного убийцы», «Дикость»)
Горюющий вдовец обращается за помощью к некроманту.
«История Хэкеля» – очень неуверенная серия. Воистину, на сериал, где есть много ярких моментов, должны попасться и тусклые. Что ж, «История Хэкеля», экранизация рассказа Клайва Баркера – вариация на тему «Франкенштейна», «Ночи живых мертвецов» и иже с ними. Безусловно, серия полна жутких изображений, но они не разбавляют этот дешёвый некрофильский комикс: история скучна, извращена и наполнена противной готикой. Независимо от мотивов авторов «Истории Хэкеля», банальность зла других работ Джона МакНотона (тот же «Генри») трогает за живое куда сильнее: фантазия на тему грубого секса с, эээ, мертвецами вышла отталкивающей и явно неудачной.
«ОТПЕЧАТОК»
Режиссёр: Такаси Миике («Кинопроба», «Ичи-киллер», «Три… экстрима»)
XIX век. Американец возвращается в Японию, чтобы найти проститутку, в которую он влюбился. Вскоре он узнает о настоящем кошмаре, произошедшем с ней после его отъезда.
Конечно, у «Мастеров ужаса» был эпизод, запрещённый к трансляции – ни один уважающий себя сериал в формате хоррор не может обойтись без подобного. Им стал «Отпечаток» – не фильм ужасов в традиционном смысле этого слова, а скорее кайдан (так в Японии называют сказки о призраках). Режиссёром выступил Такаси Миике и вложил в «Отпечаток» знания японской киношколы: повествование здесь чем-то напоминает «Расемон», только с зашкаливающим уровнем насилия. Даже самый заядлый ветеран хорроров не может смотреть «Отпечаток» без содрогания: это самый мерзкий и отвратительный эпизод всего сериала. Сюрреалистическое повествование полное атмосферы, и даже несмотря на то, что серия содержит в себе множество ужасающих изображений, на которые физически неприятно смотреть, «Отпечаток» полон и экзистенциального кошмара – после просмотра этой серии на ночь глядя заснуть спокойно скорее всего не получится.
«ПРОКЛЯТАЯ ТВАРЬ»
Режиссёр: Тоуб Хупер («Салемские вампиры», «Полтергейст», «Техасская резня бензопилой»)
Невидимая сила беспорядочно терроризует техасский городок, сводя жителей с ума. Кевин Реддл, у которого отец погиб из-за этой самой силы, бросает вызов паранормальщине… и собственной паранойе.
Тоубу Хуперу, если судить по «Танцу мертвецов», не очень удаются часовые серии вольного творчества. «Проклятая тварь» только подтверждает это убеждение. По сути, в «Твари» нет ничего оригинального: это вариация на тему «мистическая сила сводит людей с ума». Когда Хупер не знал, что ему делать с этой установкой, он забрызгивал экран кровью. Даже актёры, которые в теории должны бы запоминаться, какие-то бледные и скучные: так в серии отметился брат Сэма Рэйми – Тэд «Джоксер Могучий» Рэйми. Это даже тревожит: «Проклятая тварь» концептуально находится далеко как от идеи «Мастеров ужаса», так и от других проектов Хупера.
«СЕМЬЯ»
Режиссёр: Джон Лэндис («Американский оборотень в Лондоне», «Сумеречная зона», «Кровь невинных»)
Доброжелательный скромный толстяк Гарольд скрывает страшную тайну – на самом деле он психопат-маньяк, живущий с трупами своих жертв. И собирается прикончить своих новых соседей – семейную пару, недавно заселившуюся в дом напротив.
«Семья» – прекрасный пример «лэндисовского» материала. В принципе серия больше комедийная, чем в хоррорная; сказывается прошлое постановщика. При этом эпизод построен очень необычно: вновь в центре внимания оказывается, так сказать, монстр, а не герой в привычном понимании. Человек с глубоко укоренившимся психозом заставляет вспомнить «Психо»; только «Семья» подана в легкомысленной манере. И заканчивается всё также «по-лэндисовски», так что наряду с «Женщиной-оленем», «Семья» получает громкое «да».
«СЛОВО НА БУКВУ “В”»
Режиссёр: Эрнест Р. Дикерсон («Игра на выживание», «Байки из склепа: Демон ночи»)
Два любопытных пацана вламываются в старый морг в поисках острых ощущений. Там их ждёт неожиданное открытие: их учитель – настоящий вампир, стремящий пополнить ряды нежити.
В 2006-м вампиры были не такими крутыми как сейчас, «Сумерки» на тот момент ещё не вышли, поэтому «Мастерам ужаса» потребовалось 16 эпизодов, чтобы дойти до этой темы. С точки зрения сюжета «Слово…» – довольно утомительная серия: здесь сплошной беспорядок по части концепции. Кажется, Дикерсон не знал на чём сыграть, в итоге все сюжетные и визуальные решения привели к винтажному фильму ужасов – бездушному, скучному повторению любой другой вампирской истории. Зато в серии отметился Майкл Айронсайд в роли вампира, и эта роль ему действительно удалась.
«ЗВУКИ»
Режиссёр: Брэд Андерсон («Девятая сессия», «Машинист»)
После личной трагедии представитель офисного планктона осознаёт, что его слух усилился в разы.
Как бы то ни было, продюсеры «Мастеров ужаса» не боялись экспериментировать и выходить за жанровые ограничения. Итогом стали «Звуки» – серия, которая попадает в творческий комфорт постановщика Брэда Андерсона, продолжающего исследовать темы нервных срывов, как в «Девятой сессии» и «Машинисте». В эпизоде встречается определённая несогласованность, так как сюжет не связывает происходящие события в единое целое, однако, есть в сценарии что-то метафоричное. Добавьте неплохую актёрскую игру («Звуки» представляют собой почти что «театр одного актёра»), типичные для Стивена Кинга мотивы (хотя он руку и не прикладывал) и получите не самую сильную, но всё же приятную серию.
«ПРО-ЛАЙФ»
Режиссёр: Джон Карпентер («Нечто», «В пасти безумия», «Хэллоуин»)
Религиозный фанатик преисполнен решимости «спасти» свою дочь из лап коварных врачей – руководителей абортария. Вооружённые до зубов психи борются за отмену абортов при помощи пистолетов и дробовиков. Ситуация осложняется, когда выясняется, что отцом ребёнка может быть не человек.
Вторая серия в антологии от Джона Карпентера оказалась слабее, чем «Сигаретные ожоги». Провокационная направленность немного тонет в непристойности, хотя ирония всё же прослеживается. В целом «Про-лайф» характерен для Карпентера: трудно не рассматривать эпизод как смесь «Нападения на 13-й участок» и «Нечто». В сценарии, правда, не так много сюрпризов, из-за чего действие развивается на поверхностном уровне: для такого именитого режиссёра столь неамбициозный эпизод выглядит почти посредственностью. Тем не менее, в контексте «Мастеров ужаса» «Про-лайф» стоит выше, чем большинство последних эпизодов, но заслуга тут, скорее, Рона Перлмана, который отметился в этом сегменте.
«ШКУРЫ»
Режиссёр: Дарио Ардженто («Демоны», «Ужас в опере», «Суспирия»)
Подлый торговец мехом получает в свои загребущие руки несколько бесценных шкур енотов, которые могут оказаться проклятыми.
Независимо от того, насколько неровный «Мастера ужасов» сериал, в нём есть креативные идеи. Эти идеи иногда получают правильное направление; так «Шкуры» дают возможность зрителю лицезреть проблески того самого винтажного Ардженто. В других руках мог бы получиться безумный трэш, но итальянский постановщик сделал из «Шкур» весьма жуткую серию. Концепция о призраках енотов кажется глупой, но Ардженто столь ловко управляется и с ней, и с кровавой драмой, что при желании в «Шкурах» можно даже заметить комментарий на тему осуждения индустрии торговли мехом – по крайней мере тех, кто этим занимается. И да, в серии снялся Мит Лоаф, только начавший свой путь выздоровления от героиновой зависимости. Довольно странное творческое решение.
«ПОПЫТКА К БЕГСТВУ»
Режиссёр: Джо Данте («Вой», «Гремлины», «Предместье», «Солдатики»)
По Земле распространяется страшный вирус, превращающий всех мужчин в женоненавистников, что приводит к одному из самых оригинальных концов человечества в кино.
Продюсеры «Мастеров ужаса» не жаловали Джо Данте, но ему удалось снять не просто серию с социально-политическим комментарием (как, впрочем, и его первый эпизод «Возвращение домой»), но и один из лучших эпизодов сериала. По сценарию «Попытка к бегству» является жутким апокалиптичным триллером, где свидетелями событий становятся несколько персонажей. Они пытаются найти решения и положить конец эпидемии, но выхода нет. Большинство эпизодов «Мастеров ужаса» хорошо вписываются в свой хронометраж, однако, именно «Попытку к бегству» хочется увидеть в полнометражном формате: персонажи здесь прописанные и интересные. В итоге это одна из самых мрачных и депрессивных серий: атмосфера жуткая, насилие – суровое и реальное, а странноватая концовка не портит общее впечатление.
«ВАЛЕРИ НА ЛЕСТНИЦЕ»
Режиссёр: Мик Гэррис («Зубастики 2»), «Психо 4», «Лунатики», «Противостояние»)
Экранизация рассказа Клайва Баркера – метафизическая история романиста, который переехал в специальный пансион для писателей. Пытаясь написать свою первую книгу в жанре хоррор, писатель сталкивается с загадочной молодой женщиной Валери, умоляющей спасти её от неведомой злой силы.
Есть два ключевых элемента любого кинопроизводства: идея и реализация этой идеи. «Валери на лестнице» остро страдает от нехватки последнего. Хотя сюжет звучит интригующе, эффект от него нивелируется мрачной постановкой. Тайна и неожиданный финал, конечно, не совсем уникальны, но они достаточно оригинальны, чтобы запоминаться. Только вот реализация отнюдь не элегантна: «Валерии…», которая могла бы быть достойным эпизодом, долго раскачивается, а из-за нехватки времени вся предыстория приносится в жертву фактической сюжетной линии. Серия тратит драгоценный хронометраж на всякую ерунду, из-за чего и зрительское внимание удержать тяжело: увы, но Мик Гэррис экранизировал какую-то бесконечную тоску.
«ПРАВО НА СМЕРТЬ»
Режиссёр: Роб Шмидт («Поворот не туда», «Алфавитный убийца»)
Когда в результате автомобильной аварии женщина впадает в кому, её мужа начинает преследовать таинственная злая сила.
Роб Шмидт – один из тех «мастеров ужаса», о которых вы, вероятно, и не слышали. «Поворота не туда», увы, недостаточно, чтобы присвоить ему столь громкое звание, но у режиссёра припрятан креатив в рукаве: «Право на смерть» является маленькой и изобретательной историей о призраках. Несмотря на то, что серия содержит в себе морализаторские вопросы об эвтаназии, это простенькая и даже в чём-то забавная история о паранормальном – она настолько легкомысленна, несмотря на свой мрачный тон, что вполне могла бы быть частью «Баек из склепа» из-за своего непосредственного контекста.
«МЫ ВСЕ ХОТИМ МОРОЖЕНОГО»
Режиссёр: Том Холланд («Детские игры», «Лангольеры», «Худеющий»)
Мстительный и кровожадный призрак продавца мороженого преследует нескольких человек, у которых есть тёмная тайна прошлого.
А это уже больше похоже на серию «Мурашек» или «Боишься ли ты темноты?» – если бы не здешний кошмарный чёрный юмор, можно было бы сказать, что фильм ориентирован на детей. Неудивительно, что серию режиссировал «друг всех детей» – создатель куклы Чаки, Том Холланд. Частично серия заставляет вспомнить «Кошмар на улице Вязов», хотя и с упором на немного шаловливые настроение и атмосферу. В «Мы все хотим мороженого» также отметились Ли Тергесен и Уильям Форсайт – маститых ТВ-актеров заманили в этот почти стёбный проект.
«ЧЁРНЫЙ КОТ»
Режиссёр: Стюарт Гордон («Реаниматор», «Извне», «Куклы», «Дагон»)
Действие происходит в 1840 году. Писатель Эдгар По борется с алкоголизмом, творческой импотенцией и недостатком денег. Всё вышеперечисленное, а также таинственный чёрный кот приводит к тому, что автор написал одну из самых известных своих историй.
В своём первом эпизоде «Мастеров…» режиссёр Стюарт Гордон решил оправдать собственную литературную одержимость Лавкрафтом. Во втором Гордон обратился уже к Эдгару По – своему второму любимому писателю. Хотя большая часть «Чёрного кота», само собой, не биографична и напоминает выдумки а-ля поздний «Ворон» Джеймса МакТига с Джоном Кьюсаком, есть в серии что-то эффектное: неуверенность личности, паранойя и измученный гений. Гордон сосредоточился на психологической драме, которая вышла немного суховатой: главным победителем серии, помимо потустороннего чёрного кота, оказался любимый актёр Гордона – Джеффри «Реаниматор» Комбс в роли прославленного писателя.
«ВАШИНГТОНЦЫ»
Режиссёр: Питер Медак («Перебежчик», «Зорро, голубой клинок», «Особь 2»)
Семьянин случайно находит в доме своей покойной бабушки письмо за авторством Джорджа Вашингтона. Рукопись содержит страшную тайну: основатель американской нации был каннибалом! Пытаясь проверить подлинность письма, герой становится целью «вашингтонцев» – секретного общества людоедов, защищающих секрет отца страны.
Откровенна комедийная и дурацкая серия производит немного неверное впечатление. Идея, лежащая в основе «Вашингтонцев», на самом деле весьма изящная – по крайней мере, по сравнению с другими фильмами, затрагивающими идею каннибализма. Однако в какой-то момент повествование ломается: всё же режиссёр Питер Медак перепутал чёрную комедию и безвкусицу. «Вашингтонцы», несмотря на чувство политической сатиры, не обладают тонкостью и силой внушения – этот эпизод нельзя назвать по-настоящему удачным из-за дисбаланса между ужасом и комедией.
«КРУИЗ МЕЧТЫ»
Режиссёр: Норио Цурута («Пугало»)
Американский адвокат, страдающий водобоязнью, неохотно отправляется в морской круиз с женой клиента, не подозревая о дальнейшем мрачном развитии событий.
Какой сериал-антология с тайтлом «Мастера ужаса», да без загадочной японской души? Аутсорс в Японии серии второго сезона значительно проигрывает «Отпечатку» – той самой, запрещённой серии за авторством Миике. Интересно, что и «Круиз» был обрезан каналом Showtime, но не из-за каких-то чудовищных образов, а из-за хронометража: Цурута снял полноценный фильм, так что телевизионные боссы удалили аж 25 минут. В итоге и вышла немного несогласованная серия, хотя это не главная проблема, ведь «Круиз мечты» сам по себе не может похвастаться чем-то отличительным: это скучноватый эпизод. По большому счёту серия отсылает к таким исконно японским франшизам как «Проклятие» или «Звонок», но наполняет их «американщиной»: это не самая худшая серия, но точно разочаровывающая.
Кто бы что ни говорил, ссылаясь на откровенную «трэшовость» проекта, но «Мастера ужаса» в какой-то степени стали вневременным проектом: «Сумеречная зона» смотрится несколько наивно, что современный перезапуск подтверждает; «Байки из склепа» вянут в своей откровенно пародийной манере, пускай и в них отметились культовые личности 90-х; ну, а дальнейшая волна продолжателей дела «Мастеров…», вроде сериала «Воплощение страха» канули в забытье. «Мастеров ужаса» помнят, ну или хотя бы о них слышали: идея собрать в один проект выдающихся режиссёров жанра до сих пор не была реализована с таким изяществом и разнообразием, что подчёркивает силу творчества как такового. Иными словами, пока одни видят ужас как экзистенциальный кошмар, другие – как разухабистую комедию.
Жаль, что сейчас подобное зрелище уже не выйдет на телеэкраны ни в формате какой-либо другой антологии вроде «Мастеров комедии», ни камбэка-ремейка самих «Мастеров ужасов». Ушли в прошлое те самые мастодонты жанра: Стюарт Гордон и Тоуб Хупер скончались, а Дарио Ардженто, Джон Карпентер, Джо Данте, Мик Гэррис, Джон Лэндис дышат на ладан и ничего не снимают. Всё изменилось – сейчас правят Ари Астер, Роберт Эггерс, Джордан Пил и Дэвид Роберт Митчелл, которые снимают высокоинтеллектуальные «хорроры для хипстеров». А бояться надо.