ТЕСЛА (TESLA)
2020, США, 102 мин.
Жанр: биография, драма
Режиссёр: Майкл Алмерейда
В ролях: Итан Хоук, Ив Хьюсон, Эбон Мосс-Бакрак, Кайл МакЛоклен, Ханна Гросс
Никола Тесла – фигура культовая не только в мире ученых, но и кинематографистов. Изобретатель еще при жизни вызывал интерес у своих современников, хотя часть его проектов обыватели воспринимали с нескрываемым скепсисом, его жизнь была окутана мистикой, а о ритуалах ходили легенды. Неудивительно, что с течением времени Тесла стал настоящей поп-иконой (как бы кощунственно это не звучало; в конце концов статус не умаляет заслуги, а скорее подтверждает их). Лишь за последние пять лет Никола становился главным или второстепенным персонажем сразу нескольких громких проектов: от легендарного «Доктора Кто» до Вайнштейновской «Войны токов», от Nikola Tesla and the End of the World, где ученый случайно попадает в современный мир, до запущенной в разработку картины сербско-российско-китайского производства, продюсером которой выступает Милош Бикович.
Несмотря на широкий диапазон жанров, представленный выше, «Тесла» Майкла Алмерейда все равно выбивается из этого списка. Проект, главные роли в котором исполнили Итан Хоук, Кайл МакЛоклен и Ив Хьюсон, едва ли можно назвать байопиком в классическом понимании. Это совершенно уникальная картина, богатая как на очаровывающие элементы, так и на авторские решения, которые могут оттолкнуть и разочаровать. Несмотря на фабульное повествование, структуру ленты нельзя назвать четкой – это микс из людей и изобретений, настоящих ссор и так и неосуществившихся мечтаний, налета сюрреализма и почти осязаемой атмосферности.
К «Тесле» нельзя подходить как к очередному киновыпуску из серии «Жизнь замечательных людей» – это авторская интерпретация, которая порой может весьма озадачить, а порой как следует развеселить. В ней заложено немало поэтики – она чувствуется с первых же кадров, с первой же аналогии про мир и гигантскую кошку. Парадоксально, что в картине про великого физика мало науки как таковой – несмотря на продолжительный хронометраж, здесь сложно отыскать, например, рутинное оформление патентов или поэтапную историю соперничества с Томасом Эдисоном, включавшую в себя не самые нравственно безупречные эпизоды. При этом полет мысли у Николы поистине безграничный, и это подсвечивается – в первую очередь им самим, а результаты и достижения настолько очевидны, что он предпочитает сухо проговаривать их, практически не присваивая. Стоит также отметить и то, что, если не знать хотя бы самых примечательных фактов биографии ученого, «Тесла» может показаться обрывочным и сбить зрителя с толку: художественность и страсть выходят на первое место, и это подкупает.
Кроме того, повествование часто вторгается на чуждые, казалось бы, земли – искусство, живопись, театр. Почти театральные же выпуклость и фактурность считываются практически всегда. Вместо натурных съемок на Ниагаре и бесконечных полях Колорадо – жесткие каркасные декорации. И такая расстановка сил срабатывает невероятно мощно: именно стиль и атмосферность дают тот самый вайб, которым «Тесла» выделяется на фоне прочих картин. Вместо четких фактов и сухих цифр здесь неуловимое ощущение, что режиссеру удалось каким-то образом проникнуть в голову ученого и запечатлеть его воспоминания. Разумеется, изменившиеся под давлением времени и эмоций – недаром на экране время от времени всплывают альтернативные финты. Так что, Тесла, несмотря ни на что, находится в центре произведения, именно он – ненадежный рассказчик, даже при том условии, что за кадром чаще всего звучит голос Энн Морган.
Люди, с которыми Никола встречается – тени, словно бы находящиеся где-то на периферии его сознания. Даже несмотря на все их величие, богатство и статусность, они – всего лишь воспоминания о былом блеске ушедшей эпохи, ставшей временем новых великих открытий. Недаром упоминается, что Никола пережил их всех – и Томаса Эдисона, и Джона Пирпонта Моргана, и Сару Бернард. И они показаны на экране сквозь призму его личного восприятия. Из уст первого – воплощения высокомерности, отсутствия эмпатии и недоступности – все равно хочется услышать слова одобрения и признания. Второй выглядит как денежный мешок, желающий отбить свои расходы, а потому отстраняющийся после постоянных провалов. Вполне разумное поведение, если подумать, но для Теслы, принимающего происходящее близко к сердцу, бизнесмен становится препятствием, обывателем, неспособным осознать все величие его замыслов. Эмоциональная привязка и то, что задним умом, спустя годы, мы осознаем потенциальную правоту Теслы, очевидно, добавляет Моргану негативного флера. Третья – звезда эпохи, вспыхивает как искра (роскошные наряды немало этому способствуют), то очаровывая Николу, словно мотылька, летящего на свет, то вызывая у него практически благоговейный трепет.
Контрастно положительным выглядит Джордж Вестингауз – партнер и инвестор, который сыграл огромную роль в том, что современный мир выглядит так, как выглядит. Не встреть он Теслу, кто знает, как бы мы сейчас жили. Энн Морган, в свою очередь, – ум и бунтарство. Она слишком живая и сочувствующая, чтобы находится рядом с таким сложным человеком, как Тесла, но и она заворожена им – как человеком со своими переживаниями и проблемами, а не только как ученым, делающим прорывные открытия и пытающимся в напряженной гонке вооружений шагнуть как можно дальше.
«Тесла» – фильм о больших идеях и больших амбициях, снятый с умом и юмором. В нем чувствуется приверженность и любовь, знание материала и неуемный творческий порыв. Это фильм калейдоскоп, то красочный, то приглушенный, в котором классическая музыка отлично сочетается с электронной, а голос Итана Хоука с легкой хрипотцой (смотреть только в оригинале) действует крайне успокаивающе. Вопросы этики и морали, отраженные в сцене первой в истории казни на электрическом стуле, здесь соседствуют со сценой, где Кайл МакЛоклен с удовольствием уплетает пирог – «типично американское блюдо», воспоминания о смертях и эпидемиях идут руку об руку с циничными высказываниями об усталости от мира богемы, дурацкие пари – с эпизодами, где наиболее ярко проявляется обсессивно-компульсивный синдром Николы, а современные вставки с прекраснейшим кавером на Everybody Wants To Rule The World (Хоук великолепен и это все, что вам надо знать).
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 27 августа