ПОБЕГ ИЗ ПРЕТОРИИ (ESCAPE FROM PRETORIA)
2020, США-Канада, 94 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Николас Песке
В ролях: Андреа Райзборо, Демиан Бичир, Джон Чо, Бетти Гилпин, Лин Шэй, Джеки Уивер, Тара Вествуд
«Побег из Претории» было бы слишком соблазнительно сделать историей о «белом Манделе», о чем толсто намекает один из героев фильма – тюремный надзиратель. Да, конечно, история о заточении белого активиста движения против апартеида Тима Дженкина имеет реальную подоплёку: в 1978-м году молодого человека посадили в одну из самых неприступных тюрем мира – Преторию. Тем не менее, сценарий повествует вовсе не об ангажированной ныне борьбе против расизма; «Побег из Претории» – хорошее жанровое упражнение на тему побега из тюрьмы, в сценарии которого маловато сложных хитросплетений и социальных контекстов, зато – много экшна и приключений.
Итак, Рэдклифф играет Тима Дженкина – этакого мини-экстремиста, что использовал маленькие взрывоопасные устройства для распространения листовок. Тим – убеждённый сторонник Африканского Национального Конгресса и борется против расистской политики властей ЮАР, но его с сообщником Стивеном Ли ловят и приговаривают к заключению в тюрьме Претория. Концептуально сценарий быстро заставляет нырнуть фабулу в привычной режим: вот тут пожилой заключённый берёт новоприбывших под своё крыло, все охранники – исключительно садистские личности, а сокамерники, естественно, обладают многогранными и ранимыми характерами. С самого первого дня Тим начинает планировать побег, несмотря на то, что он – узник совести.
План Тима прост: сделать ключ из дерева. Зрители, должно быть, могут посчитать этот странный способ побега низкотехнологичным, но «Побег из Претории» здорово играет на эмоциях. В какой-то степени кинолента ощущается даже старомодной и немудрено: действие фильма происходит в 70-х. Тем не менее, это даже позволяет сыграть на зрелищности. Всё же голь на выдумки хитра и есть в поступках местных персонажей что-то креативное. «Побег из Претории» всё же глубоко исследует свою тему тюремного фильма, но, внезапно, в каком-то позитивном ключе: как «Побег из Шоушенка» или «Побег из Алькатраса» наизнанку.
Часть обаяния фильма приходится и на то, что режиссёр со сценаристами не стеснялись делать из героев обычных людей. Это не супермены; более того, нас даже особо не просят им сочувствовать. Герои «Побега» – обычные политзаключенные, у них есть свои стремления, но и свои страхи. Эти объёмные фактуры освежают пыльную историю, а в данных обстоятельства тюремного фильма выглядят даже реалистично, поскольку персонажи в первую очередь хотят свободы, а не мести. Возможно, в какой-то степени это романтизирует происходящие события или излишне их упрощает, но видно насколько создатели доверяли своей аудитории.
Что касается актёров, то Рэдклифф продолжает отходить от образа пай-мальчика Гарри Поттера
(неизбежная фраза в любой рецензии о фильме с участием Рэдклиффа, – прим. ред.). Иногда ему это удается, иногда нет. В «Побеге…» скорее удалось: он изобразил вполне реальную персону – стойкую и упорную личность, не знающего слово «неудача». А небритость, длинные волосы и огромные несуразные очки ему даже идут.
Основанный на реальных событиях, адаптированных из воспоминаний прототипа главного героя, «Побег из Претории» имеет чувство реальности, времени и места. Сам Дженкин вроде как даже выступил консультантом фильма, поэтому история, кажущаяся со стороны нелепой, становится подлинной: особенно постарались актёры и декораторы, правильно настроившие на нужную атмосферу. Каждая сцена вызывает напряжение, а умеренный уровень насилия позволяет взглянуть на тюремный мир без излишней «чернухи», что, в свою очередь, приводит к напряжённому и уверенному в себе фильму – чему-то среднему между драмой и триллером.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 1 августа