МУЛАН (MULAN)
2020, США-Канада-Гонконг, 115 мин.
Жанр: драма, боевик, фэнтез
Режиссёр: Ники Каро
В ролях: Лю Ифэй, Донни Йен, Гун Ли, Джет Ли, Джейсон Скотт Ли, Йосон Ань, Ма Ци
Процесс грандиозного переосмысления анимационного наследия студии «Дисней» стартовал несколько лет назад. Началось всё с «Малефисенты» – новая интерпретация сказки о спящей красавице получилась настолько неожиданной и прорывной, что не просто стала кассовым хитом и спровоцировала новый виток популярности Анджелины Джоли, но в чём-то даже пошатнула устои. Шутки шутками, конечно, но создатели вывели на первый план яркую ролевую модель, сочетавшую в себе властность, независимость и эмпатию, а заодно наглядно показали, что с момента премьеры оригинального мультфильма утекло слишком много воды, чтобы этого не заметить.
Эта тенденция – демонстрация того, что многие классические героини переросли свои характеры, – нашла свое отражение и в некоторых других ремейках. Игра с архетипами наконец-то стала интересной: принцессы, казалось, в прямом и переносном смысле перестали быть двухмерными, приобрели нужный объём и получили возможность вырваться за тесные жанровые рамки. Не обошлось и без спорных моментов, разумеется. В одних случаях не все зрители были готовы принимать изменения, пусть и не слишком радикальные. В других – на эксперименты не решались сами создатели.
Так или иначе, ремейки классики мультипликации не только стали привычной реальностью, но и подарили публике несколько ярких кинопутешествий, которые стоило смотреть именно на большом экране. «Мулан» тоже можно отнести к этой категории. Несмотря на то, что решение отправиться в кинотеатр может отдавать скупым формализмом (наконец стряхнуть с себя постпандемическое оцепенение хотят многие), сложно представить себе лучший вариант, особенно, если вы соскучились по простым, но вдохновляющим, а главное, красочным историям. Этих трёх компонентов у картины в избытке: несмотря на рейтинг 12+, все перипетии сюжета способны уловить и зрители более младшего возраста.
Ключевые точки и реплики здесь не только подсвечиваются, но и подкрепляются постоянным, но не слишком утомительным повторением, а подача максимально прямолинейна. Шаги влево и вправо, несмотря на некоторое переосмысление оригинала, здесь не приветствуются, что превращает сюжетный каркас в не столько надёжную, сколько неповоротливую и негибкую махину, с которой приходится считаться всем остальным. Из-за такого подхода некоторым картина может показаться предсказуемой или лишённой какого-либо авторского почерка, хотя по сути своей ремейк стоит на тех же рельсах, что и привычный аудитории оригинал, что частично лишает эту потенциальную претензию оснований.
При всём вышеперечисленном «Мулан» решительно невозможно назвать фильмом без души или тем более штамповкой: во многим знакомой истории поиска и становления по-прежнему хватает и юмора, и трогательных эпизодов, и вдохновляющих фраз/поступков. Главный посыл, разумеется, – про абсолютное принятие себя. Однако не обходится без менее очевидных истин, вроде того, что самообман – штука не менее вредная, чем обыкновенная ложь.
Плюс, конфликт внутренней и внешней мотивации раскрывается более-менее полно на примере сразу нескольких героев, и дело тут даже не в нормах, обычаях или культуре, а в позиции общества, во все времена требующего от своих членов «приносить почёт» теми или иными способами. Приверженность традициям, кстати, совсем убирать не стали, из-за чего получился слегка двусмысленный и смазанный пассаж про ценность семьи, но это уже тот вопрос, который можно рассматривать на нескольких уровнях и с изрядной долей субъективизма. На самом простом всё работает как часы, и этого вполне достаточно.
Противопоставление двух полов, обрисованное довольно контрастно (о, этот мужской, мужской мир), постепенно сводится на нет: на передний план выходят общечеловеческие качества, что лишний раз высвечивает абсурдность и явную несправедливость традиционных для места и времени действия правил.
В какой-то момент за философскими рассуждениями и довольно монотонным процессом обучения героев, разгар которого приходится на середину фильма, несколько теряется динамика. Самые нетерпеливые зрители скорее будут ждать многообещающей развязки, чем прислушиваться к моральным дилеммам, пусть и выразительно поданным. Однако, даже при затянувшихся передышках в фильме есть на что посмотреть – костюмы, детали и декорации завораживают. Проработка культурного антуража не слишком глубокая, но её хватает, музыка крайне гармонично дополняет визуал, а от некоторых экшен-сцен захватывает дух.
И, если не слишком внушительное количество боевых эпизодов (графика иногда производит странное впечатление, но в целом происходящее выглядит зрелищно) скорее всего продиктовано рейтингом, то отсутствие любимца публики дракончика Мушу и сверчка Кри-ки, скорее всего, – упором на реалистичность происходящего. Стоит отметить, что потеря последних не то, чтобы критичная: юмора, пусть и не слишком элегантного, в картине всё равно предостаточно, даже, когда он вроде и не запланирован (например, после фразы «папа, прости, я украла коня» в происходящем неожиданно начинают слышаться цыганские нотки).
Отвечают за шутки в основном сослуживцы Мулан. Даже вопреки тому, что больше, чем пары решительных действий ждать от них не приходится, они запоминаются и образуют весьма колоритный ансамбль. Кстати, в ремейке обошлось без переодеваний (хочется верить, что обошлось без влияния скандала с «Красавицей и чудовищем»). Интересно, что не вызывает вопросов и персонаж Чэнь Хунхуэй, частично списанный с капитана Ли Шанга из мультфильма – несмотря на то, что романтическая нагрузка с него практически снята (здесь вообще обходятся с делами любовными не намёками, а полунамёками), для сюжета он по-прежнему играет важную роль.
Если же говорить о самых выдающихся персонажах, то наибольший путь, конечно, проходит сама Мулан – остальные на её фоне либо смотрятся не слишком выразительно из-за примитивной мотивации или недостаточного драматургического накала, либо периодически изображают «дам в беде». Это может несколько сбить с толку, но, к счастью, ситуация быстро выправляется.
Небольшие колебания можно заметить и в количестве пафоса: то патетики и вовсе нет, то происходит что-то очень абсурдное и выбивающееся по настроению. Но если говорить в целом, то в «Мулан» безусловно преобладает сказочный флёр с прицелом на реализм: в этой истории героиня в лучших традициях может получить всё и сразу, но, будучи наученной опытом, предпочитает выбирать то, что ей ближе по духу. И тем самым подаёт всем остальным прекрасный пример.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 10 сентября