СТРЕЛЬЦОВ
2020, Россия, 97 мин.
Жанр: мелодрама, спортивный
Режиссёр: Илья Учитель
В ролях: Александр Петров, Стася Милославская, Александр Яценко, Виталий Хаев, Надежда Маркина
С иголочки одетые жизнерадостные люди. Светящее с неба лучезарное солнце. Льющаяся отовсюду волшебная музыка. Раз за разом внезапно разрешающиеся тупиковые, казалось бы, ситуации. Если вы думаете, что перед вами описание какой-нибудь не самой изобретательной утопии или выдумки федеральных каналов про реалии российской провинции, то вы неправы. Это вольный пересказ фильма Ильи Учителя «Стрельцов». Как ясно из названия, в центре внимания автора малопримечательной комедии «Огни большой деревни» оказывается известный советский футболист Эдуард Стрельцов.
Биография спортсмена – замечательная история для полнометражного игрового фильма. Из жизнеописаний форварда могла бы выйти ода о вере в лучшие человеческие качества, драма о столкновении человека и государства, трагедия о крахе личности или залихватский детектив, но вышла сахарная мелодрама о всепобеждающем добре.
Участвующие в постановке талантливые актёры произносят заученные фразы и пытаются изображать то, во что сами не верят. Александр Петров вновь играет Александра Петрова. Двадцатидевятилетнего Александра Петрова. Не восемнадцатилетнего юнца, неожиданно для самого себя превратившегося из слесаря-лекальщика в самого узнаваемого футболиста страны. Не обаятельного и безумно талантливого спортсмена. Не сложную личность, в которой удивительным образом сочетались несочетаемые качества: отзывчивость, дружелюбие, искренность, эгоизм, высокомерие, инфантильность.
Жизненные коллизии, в которые попадает персонаж Петрова, совершенно не трогают. Виной тому сценарий Константина Челидзе. Касаясь всех самых примечательных моментов жизни футболиста (приход в «Торпедо», скандал с Секцией футбола СССР, победа в олимпийском турнире, арест и суд), ему не удаётся сконцентрироваться ни на одном из них.
Хотите драмы? Вот вам поучительная история с тюремным заключением. Комедии? Обратите внимание на одноклубников Стрельцова – они ребята юморные, с характером. Да и сам главный герой – парень изобретательный. Экшна? Посмотрите, пожалуйста, как поставлены футбольные баталии – не правдивый футбол, а самый настоящий аттракцион, когда каждая вторая передача оказывается пасом пяткой, а голы в девятки, с лёта или парашютом воспринимаются как само собой разумеющееся. Любви? И это есть у нас – Эдуард был мужчиной страстным, а потому не найти подходящих историй невозможно.
Герои выглядят искусственными. Они не проживают моменты – они запрограммированно движутся из точки А в точку Б, выдавливая из себя слёзы, натужно смеясь и выдавая такие сальные банальности, что даже у самого непритязательного зрителя могут начаться судороги.
И пусть в фильме достаточно достоверно изложена жизнь Стрельцова, в нюансах и трактовках создатели отдают предпочтение самым простым способам завязке конфликта.
Например, по версии создателей, проблемы футболиста с чиновничьим аппаратом обусловлены любовным треугольником. Влюбившись в одну и ту же девушку (Алла в исполнении Стаси Милославской), спортсмен и глава идеологического отдела Юрий Постников (Александр Яценко) ссорятся.
Последний является в истории фигурой собирательной. Да и как могло быть иначе, если СССР продемонстрирован в картине райской страной, населяют которую исключительно смелые, добрые и отзывчивые люди, а любые неприятности случаются из-за нерадивых товарищей, которые совершают зло по незнанию и заблуждению?
Складывается идиллическая картина, Постников в которой – исключение, лишь подтверждающее общее правило. Он – ошибка системы, нелепый баг, который в финале истории должен быть (и будет – не сомневайтесь!) устранён. Ведь иначе герои не смогут обрести долгожданное счастье, а зритель не выйдет из кинотеатра, преисполненный лучших мыслей, отдохнувший и удовлетворённый.
При этом видно, что Учитель ориентировался на самые успешные российские спортивные фильмы последних лет: «Легенда № 17» и «Движение вверх». Они, в свою очередь, были скроены по лекалам голливуюского блокбастера с обязательными обаятельными протагонистами, которым легко сопереживать, в меру увлекательной любовной линией, непростыми испытаниями, после которых следовала неизбежная, но неожиданная виктория. Постановки Николая Лебедева и Антона Мегердичева в своё время сорвали кассу, заслужив при этом зрительские симпатии и уважение критиков.
«Стрельцов» настолько далёк от этих картин, насколько далека сейчас Россия от цивилизованного мира. То есть формально вроде бы всё в порядке, но если копнуть глубже, то обнаружатся все те несуразности – скомканный сценарий, нераскрытые персонажи, неуверенная режиссура, – которые не позволяют считать родину Петра I и Александра Пушкина страной с высокими уровнями толерантности и общей культуры, работающими законами и сформированным гражданским обществом.
Добиться аутентичности Учителю не помогли ни консультации с потомками Эдуарда Стрельцова, ни участие в ленте профессиональных футболистов, ни привлечение одного из лучших футбольных комментаторов Дениса Казанского, играющего скорее самого себя, нежели условных Синявского или Озерова. В итоге «Стрельцов» оказался местами занимательным, но пластмассовым и неумелым спортивным фильмом, скупой фантазией на тему, лубочной открыткой, ширпотребной сказкой о футболисте-счастливчике.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 24 сентября