ВЫБИВАЯ ДОЛГИ (THE TAX COLLECTOR)
2020, США, 95 мин.
Жанр: криминал, боевик
Режиссёр: Дэвид Эйр
В ролях: Шайа ЛаБаф, Бобби Сото, Синтия Кармона, Хосе Конехо Мартин, Чейен Рэй Эрнандес, Кле Слоун, Ричард Мескита
Режиссер Дэвид Эйр – весьма странный парень. Ну как странный; любит он непонятный сюжет о двух мужчинах, проходящих через личный ад. Ад, по мнению Эйра, расположен в Лос-Анджелесе: будь то волшебный в «Яркости» или вполне себе приземлённый в «Патруле» или в «Тренировочном дне». Только в прошлые разы мужчины были облачены в униформы служителей правопорядка, а сейчас находятся по ту сторону закона. Однако есть в стражах закона что-то, чего не хватает в диких бандитах, несмотря на обилие воровской романтики – чувство локтя. Кажется, что именно в рутинной полицейской работе можно воссоздать жёсткий и напряжённый триллер, выстраивающий правдоподобную связь между персонажами, в то время как в «Выбивая долги» подобные попытки Эйра разбиваются о беспорядочную стену из клише – много позерства и ещё больше бандитских штампов криминальной драмы средней паршивости.
Двое джентльменов с большой дороги, похожих скорее на уставших от жизни «белых воротничков» в кризисе среднего возраста, а не на отъявленных бандитов, колесят по LA и собирают деньжата с представителей местных группировок. Одного из них – женоненавистника и психопата по имени Крипер – играет наш любимец Шайа ЛаБаф (который вновь отличился и ради этой роли вытатуировал себе весь торс), а другого – Бобби Сото. Герой Бобби Сото по имени Дэвид – человек, воспринимающий свою коллекторскую деятельность с преступниками именно как работу; у него есть любящая семья, увлечения и типичная домашняя жизнь. Короче говоря, Крипер и Дэвид постоянно «грозят Южному Централу», выполняя поручения таинственного преступного босса. Рано или поздно, понятное дело, такой образ жизни приводит к коммуникационным проблемам.
В лучших традициях «Клана Сопрано» или «Лица со шрамом» сценарий «Выбивая долги» изо всех сил старается представить преступность как альтернативный путь к американской мечте. Но в отличие от вышеназванных произведений, фильм Эйра терпит неудачу. Причина в том, что Эйр не восхваляет преступность, и упаси кинематографический Бог, если бы он это делал, а пытается растекаться мыслями по древу. Герои Эйра словно не выбирали этот путь, т.е. в сценарии размыты различия между «хорошими парнями» и «плохими парнями». Это весьма опасная мысль, учитывая, что в интерпретации создателей «Выбивая долги» одни преступники – лучше других. Пугающая задумка имеет право на существование, но не в той форме, как показано в «Выбивая долги»: эта идея тут попросту не получает должного развития из-за прихоти сюжета. Злодеем фильма оказывается не альтер-эго Дэвида или не Крипер, как возможный (и вполне закономерный) вариант развития личности протагониста, а какой-то заезжий мексиканский криминальный авторитет. Насмотревшись «Во все тяжкие», Эйр, видимо, задействует свои фантазии, оставшиеся после «Отряда самоубийц»: здесь почему-то находится место и жертвоприношению девственниц, и прочим двусмысленным вещам. Иными словами, вместо психологизма и переноса извечного вопроса «тварь ли я дрожащая?» на уровень рефлексии главного героя, являющегося отъявленным преступником, господин режиссёр решает немного поиграть в кинокомикс.
Реализация, да и вообще обстановка, не идут на пользу фильму. Концепция гетто и улиц рассматривается как отдельная категория повествования, но Эйр, опять же, куда лучше раскрывал подобное в сценарии «Тренировочного дня» и в «Патруле». Видимо, в этот раз постановщик решил впрыснуть какой-то свой новый, особый стиль, с которым он экспериментировал в «Отряде самоубийц» и в «Яркости», что привело к самонадеянности: довольно много моментов «Выбивая долги» попахивают эксплуатацией и похожи на элементы бессмысленного боевика. С таким количеством несоответствующего сценарию контента, смотреть 90 минут ленты непривычно, хотя временами вопросы преступного наследия, явно оставшиеся от какой-нибудь черновой версии сценария, заставляют задуматься.
Несмотря на яркий фон «Города ангелов», да и в целом интересных личностей в центре повествования, криминальная драма слишком вымучена, слишком знакома и слишком банальна. Подобные факторы тянут сценарий на дно, а работа Эйра разочаровывает уже в третий раз подряд (после «Отряда самоубийц» и «Яркости»): психоневротические откровения о житейских проблемах банд Лос-Анджелеса больше напоминают экранизацию каких-нибудь особо скучных миссий видеоигр серии GTA, чем концептуально богатые истории, воспетые в других гангстерских фильмах или в вестернах. В итоге всё кажется настолько искусственным, что даже вызывающие неподдельный интерес элементы вянут на фоне откровенной театральщины: медленное повествование не получается разбавить даже весёлой расчленёнкой и острыми ощущениями от деяний вконец утративших адекватность жителей гетто этой вашей загнивающей Америки.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 4 ноября