КОНФЕРЕНЦИЯ
2020, Россия, 129 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Иван И. Твердовский
В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Олег Феоктистов, Ян Цапник, Александр Семчев
22 октября в ограниченный прокат выходит новый фильм Ивана Твердовского «Конференция», посвящённый одному из самых трагичных событий в новейшей истории нашей страны – захвату заложников в Москве в Театральном центре на Дубровке. Всего по официальным данным в том теракте погибло 130 человек. При этом режиссёра интересует не сам теракт, а реакция нашего общества сквозь призму времени.
Совпадение или нет, но наш кинематографе не показал на большом экране ни одного фильма, затрагивающего трагические события, происходившие в новейшей истории России. Связано ли это с официальной политикой или здесь работает самоцензура авторов – неизвестно, тем не менее, факт остаётся фактом. И по сравнению с тем количеством фильмов, снятых в США, прямо или косвенно затрагивающих тему 11 сентября, мы явно в отстающих в плане осмысления современной истории своей страны.
В новой картине режиссёр как раз и пытается осмыслить фобию нашего общества от возвращения к тем самым событиям. Твердовский отказывается от прямого пересказа событий самого теракта, а переносит действие на 17 лет вперёд. По сюжету в Москву возвращается проведшая 17 лет в монастыре монахиня. Её играет муза постановщика, снявшаяся во всех его картинах, Наталья Павленкова. Возвращается не просто так: будучи бывшей заложницей «Норд-Оста», с благословения батюшки она хочет устроить вечер памяти. Но позже мы узнаем, что в Москве у неё есть семья, дочь (Ксения Зуева) и муж (Александр Семчев), которые были заложниками вместе с ней.
Страх общества от событий 23-26 октября 2002 года сквозит буквально во всём. Мероприятие нельзя назвать вечером памяти, а только конференцией, потому что «Так нужно». На саму встречу приходит очень малое количество людей, на свободные места в зале садят надувные манекены. Белые на места погибших, синие на места выживших и черные на места террористов. В кульминации же вечера в зал зайдёт охранник и скажет: «Ну сколько можно? Совесть-то нужно иметь». В финале тема фобии раскрывается и с помощью личной истории главной героини.
Также в картине буквально эхом отдаются многие элементы самого теракта. Часто статичной неподвижной камерой оператора Федора Глазачева, практически докуметально нам показаны сцены, кричащие о событии, произошедшем в этом здании. Сцена блокировки дверей, долгое и продолжительное скатывания тележки, звук от которого напоминает автоматные выстрелы, да и сама одежда главной героини перекликается с чёрным закрытым одеянием террористок-шахидок. А выстроенная сцена театрального зала буквально служит отражением зрительного зала кинотеатра и приглашает зрителей занять свободные места.
Все истории, рассказанные в фильме, являются реальными; их режиссёр узнал у самих участников событий. Главная же героиня является собирательным образом трёх жертв теракта. Хотя в фильме присутствуют два реальных очевидца теракта, это актёры Гоголь-центра Филипп Авдеев и Роман Шмаков, которые детьми играли в спектакле «Норд-Ост» и оказались заложниками – в фильме мы слышим реальные их рассказы от первого лица.
Абсолютно не затрагивая политический аспект, как и не реконструируя (в физическом смысле) события самого теракта, тем не менее, Иван Твердовский ставит очень серьёзные вопросы для всего нашего общества. Почему так легко забывать? Почему мы не умеем (пере-)осмыслять трагические события? Чего же мы боимся? Здание театрального центра не закрыли, не превратили в мемориал, на его сцене продолжают идти постановки, хотя в холле на колонах до сих пор виднеются пулевые отверстия. Последними кадрами в фильме режиссёр буквально сам устанавливает мемориал на сцене театрального центра. Эта картина, безусловно, является очень важной и, можно сказать, отправной точкой для всего нашего общества в целом и кино в частности. Возможно, когда-нибудь мы сможем увидеть и фильм про трагедию на подлодке «Курск», снятую не французским продюсером и датским режиссёром.
Олег Мухаметдинов