ХАНДРА
2019, Россия, 100 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Алексей Камынин
В ролях: Данила Якушев, Михаил Тройник, Кирилл Ковбас, Екатерина Агеева, Ксения Зуева, Семен Барков, Анастасия Куимова
В московской коммуналке живут три приятеля: музыкант Деня, приехавший покорять столицу из далёкого Красноярска, диджей Виталик, у которого всё сложно на личном фронте, и сценарист Лёша, чьи работы не воспринимает всерьёз ни один продюсер и режиссёр. Где-то на фоне существует ещё их сосед Рома, онемевший (в прямом смысле) после встречи с гопниками, однако, это неудобство ничуть не мешает ему расширять сознание самыми простыми, хоть и порой труднодоступными, способами. Как водится, для того, чтобы перевернуть жизнь каждого из этих ребят, требуется совсем немного – двадцать четыре часа времени и пара шуток судьбы, именно в этот день решившей проявить своё специфическое чувство юмора в полной мере. Так на пороге квартиры появляется беременная бывшая Дени (именно в тот момент, когда он пригласил на свидание девушку мечты), Виталик теряет деньги, предназначенные для оплаты жилья и вынужден срочно решать вопрос с хозяйкой, Лёша получает возможность наконец-то реализовать себя в сфере кино, а Рома идёт искать закладку, которая оказывается, зарыта на территории монастыря.
Молодой постановщик Алесей Камынин точно знает, что нельзя дважды произвести первое впечатление. Он «покупает» зрителя уже начальной сценой, в которой некто узнаваемо задумчивый и усатый в попытке очаровать случайную собеседницу делится с ней идеей фильма о том, как космонавт-литовец встречает во время одной из экспедиций призрак умершей жены, который на самом деле океан. Дама, разумеется, считает сценарий глупостью, и внутренний конечно-же-не-Тарковский на время исчезает, уступая место персонажу Лёше, мающемуся от несоответствия собственных иллюзий суровой реальности. Этот эпизод задаёт тон и настроение всей картине. В ней то и дело будут возникать странные сюжетные коллизии и своеобразные действующие лица, чьи истории тесно сплетаются в один большой клубок, из которого в итоге получится то ли свитер шестидесятника, то ли шарфик хипстера – режиссёр сам ещё как будто не решил.
«Хандра» заявлена как комедия со слоганом «Я шатаюсь по Москве», недвусмысленно намекающим на кинодебют Геннадия Шпаликова и один из первых фильмов Георгия Данелии, но жанрово скорее напоминает абсурдистскую драму, в которой за откровенным гротеском прячутся размышления о судьбе поколения. Выбранная Камыниным форма очень удачно работает на динамичность ленты. Не позволяя зрителю опомниться от ярких объёмных образов и нарочито утрированных персонажей, режиссёр усиливает эффект остроумными диалогами и внезапным эпизодическим лиризмом, густо замешивая их с аллюзиями на условную классику, биографические эпизоды советских кинематографистов и известные кинобайки. Однако всё это делается с удивительной деликатностью, лёгкостью и полным отсутствием снобизма. Так что те, кто не в курсе содержания дипломной работы Эльдара Рязанова, просто насладятся идеальной пародийной пафосностью рекламы кондиционеров, которую снимает один из главных героев. А для тех, кто не вспомнит историю с коровой на съёмках «Андрея Рублёва», финал картины прогремит ещё большей, оправданной, недосказанностью.
«СССР – оплот хандры» – эта фраза, которую вытатуировал себе диджей Виталик, несмотря на свою очевидную ироничность, становится негласным девизом всех героев фильма, давит на них тяжким грузом недостигнутых целей давно ушедшей эпохи и кажущимся отсутствием выбора в современной им реальности и заманивает в тёплые объятья безысходности. Но до поры. Точно по тексту Дербенёва, вечный покой – не то, что нужно между прошлым и будущим, и четвёрка приятелей, поначалу по отдельности, а затем и объединившись, всё же находит выход и возможность поворота в нужную сторону. Они оставляют за бортом, в прямом и переносном смысле, всех призраков, вставших у них на пути, будь то мучающийся от собственной продажности продюсер, влюблённая как кошка бизнес-леди или труп мёртвой девочки в рюкзаке как метафора потерянного детства.
Алексей Камынин снял фильм о надежде. Надежде на героев своего, а значит, нашего, времени, на тех, кто видит цель, верит в себя и не замечает препятствий. Тех, кто может отличить наносное от настоящего, и предан своим принципам и ориентирам, даже если они кому-то могут показаться странными и устаревшими. В конце концов, в современном мире сжигать живую корову в кадре совсем необязательно. Вполне достаточно поместить туда живых, тёплых, настоящих людей.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 1 октября