КОМНАТА (ROOM)
2015, Ирландия-Канада-Великобритания-США, 118 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Леонард Абрахамсон
В ролях: Бри Ларсон, Джейкоб Тремблей, Шон Бриджерс, Джоан Аллен, Том МакКэмус, Уильям Х. Мэйси
Отцы и дети. Или матери и сыновья? Кажется, если поменять слова в этом выражении, смысл изменится кардинально. Хотя едва ли об этом размышлял Леонард Абрахамсон, когда приступал к работе над своей пятой полнометражной картиной.
«Комната» снята по одноимённому роману Эммы Донохью, который в свою очередь был вдохновлён реальной историей. Дело австрийского инженера-электрика Йозефа Фритцля получило широкую огласку в прессе весной 2008 года. Семидесятилетний мужчина на протяжении двадцати четырёх лет силой удерживал в подземном бункере собственную дочь Элиизабет. Она подвергалась неоднократным изнасилованиям, в результате которых родила отцу семь (!) детей.
В своём фильме Абрахамсон показывает, можно ли справиться с тяжёлой депрессией, как вернуться к прежней жизни, когда даже мысли о произошедшем вгоняют в ступор?
Джой Ньюсам (Бри Ларсон) живёт в гараже старого Ника (Шон Бриджерс). Семь лет назад мужчина похитил девушку и регулярно насилует её. Лучом света посреди беспросветного мрака для исстрадавшейся Джой является её пятилетний сын Джек (Джейкоб Тремблей), появившийся на свет в этом самой постройке, которую они называют Комнатой.
Лента делится на две почти равные части. Первая – клаустрофобический триллер о запертых в ловушке матери и сыне. Постепенно мы узнаём подробности этой тёмной истории, шаг за шагом оказываясь ближе к суровой и беспощадной истине. В первой трети постановки автор играет со своим зрителем, намеренно создавая иллюзию мнимой безопасности.
Хотя играет ли? Разве Джой и Джек счастливы не по-настоящему? Ответ прост и сложен одновременно – мать и сын испытывают гамму эмоций: радость, гнев, удивление, страх, отчаяние, презрение, отвращение, безразличие, бессилие.
Как известно, человек способен приспособиться к любым условиям. Но можно ли назвать жизнь в клетке, «сдобренную» психологическим и физическим насилием, полноценной? Разумеется, нет. Тем не мене Комната становится для матери и сына микромиром со своими законами, простыми и понятными. Однако соблюдать их не так легко. Особенно когда ты находишься в заключении.
Вторая часть истории как раз и посвящена избавлению от синдрома жертвы. При этом картина будто бы меняет жанр, превращаясь в психологическую драму. Такой резкий переход тем не менее ничуть не портит впечатление от фильма. Напротив, цельность не утрачивается, рассказ идёт в чётком соответствии с логикой, а персонажи получают закономерное и интересное развитие. Вместо жанрового произведения – авторский взгляд на неоднозначную историю.
Бри Ларсон, которую широкий зритель знает преимущественно по роли Капитан Марвел из одноимённой киновселенной, в ленте Абрахамсона демонстрирует все грани своего таланта. Её Джой предстаёт уязвимой, но внутренне сильной, своевольной, но сдержанной, доброй, но озлобившейся на весь мир девушкой. Ещё большей похвалы заслуживает Джейкоб Тремблей. Юный актёр предельно органично выглядит на экране. Джек проходит путь от ребёнка до маленького мужчины, словом и делом помогающего своей матери.
Для того, чтобы показать эмоциональные перепады практически лишившихся последней надежды женщины и её дитя, всю парадоксальность вроде бы вполне понятной на взгляд со стороны ситуации, режиссёр использует интересные приёмы.
Яркие блики солнечных лучей, лёгкая, оптимистическая музыка за кадром, огромное приветливое небо, на которое не единожды направляется камера оператора Дэнни Коэна («Король говорит!», «Отверженные») не только вводят зрителя на секунду в заблуждение, но и демонстрируют многогранность жизни. Ведь даже в самом сложном положении есть шанс на спасение, даже находясь на дне человек способен оставаться человеком.
Кроме этих прописных, но очень важных истин, «Комната» рисует портреты матери и её сына: объёмные, метафорические, но, как ни странно, правдоподобные и живые. Как правило, любовь женщины к своему ребёнку сильнее, чем к мужчине, от которого этот ребёнок был зачат. В ленте показана ситуация, когда чадо – не результат любви или страсти, но итого насильственного акта, безобразного и отвратительного в своей сути.
Но насколько глубока в этом случае будет связь матери и сына? Сможет ли женщина, полностью абстрагировавшись, забыть насильника-отца ребёнка, дабы не переносить свою злость и разочарование от случившегося на невинное дитя? Как продолжать жить и верить в людей? Поиску ответа на эти непростые вопросы в том числе посвящён жизнеутверждающий фильм Абрахамсона.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 27 августа