СУД НАД ЧИКАГСКОЙ СЕМЁРКОЙ (THE TRIAL OF THE CHICAGO 7)
2018, США, 128 мин.
Жанр: драма, исторический
Режиссёр: Аарон Соркин
В ролях: Марк Райлэнс, Саша Барон Коэн, Эдди Редмэйн, Алекс Шарп, Джозеф Гордон-Левитт, Фрэнк Ланджелла, Майкл Китон
Фильмы Аарона Соркина – пища для ума. Его произведения – настоящий подарок для синефилов и специалистов, коллег и поклонников разговорного кино. Начиная от «Нескольких хороших парней» Роба Райнера и заканчивая «Большой игрой» – режиссёрским дебютом драматурга, – сценарии Соркина были образцом великолепной работы со словом.
«Суд над чикагской семёркой» – второй фильм кинематографиста в качества постановщика, продолжающий наработки его первой ленты как самостоятельного автора. Картина оказалась отличной работой, в которой великий сценарист встретился с очень достойным постановщиком – теперь стало окончательно понятно, что из Соркина может получиться сильный режиссёр.
История новой ленты основана на реальных событиях и рассказывает о судебном разбирательстве по делу 1968 года о протестной деятельности Национального собрания Демократической партии. Поводом к его открытию послужили восьмидневные августовские волнения в Чикаго. В результате лидерам групп протестующих были предъявлены обвинения в заговоре и пересечении границ штата с целью подстрекательства к беспорядкам.
Главные роли в постановке исполнили Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Яхья Абдул-Матин II, Дэн Флаэрти, Джозеф Гордон-Левитт, Марк Райлэнс, Алекс Шарп, Фрэнк Ланджелла, Майкл Китон и другие.
Яркий актёрский состав вкупе с быстрым монтажом, вкраплением документальных архивных кадров, образцовым сценарием и крепкой режиссурой (об этом чуть ниже) сделали из фильма по-настоящему захватывающее зрелище. «Суд над чикагской семёркой» мог оказаться скучной судебной драмой или заумным фильмом о закулисье политической борьбы вроде «Всей президентской рати Алана Пакулы», но вышел залихвацким разговорным… боевиком.
Автор не гнушается использовать иронию и юмор в своей картине. Хлёсткие фразы в заполненном до отказа зале суда ранят не хуже пуль, а столкновения августовской ночью 68-го так или иначе перманентно всплывают во флэшбеках, которых в фильме особенно много. Всё это создаёт эффект непрекращающегося действия: люди обвиняют, защищаются, прессингуют, контрпрессингуют. Идеально выстроенный баланс между спокойными и взрывными сценами как раз и делает из ленты о судебном разбирательстве энергичную постановку о борьбе за правду.
Ёрничающие персонажи в совокупности с всплывающими в ходе пикировок острыми темами – персонажи говорят о свободе слова, свободе как таковой, равных возможностях, цене жизни, двуличии, искренности, самодисциплине, ответственности, порядке – превращают ординарное в общем-то блюдо в изысканное кушанье, способное пробудить аппетит и у любителей вкусно поесть, и у настоящих гурманов.
Хотя картина могла бы оказаться совсем иной. Ведь изначально заняться разработкой проекта планировал Стивен Спилберг. В 2007 году он поделился своим желанием с Соркиным во время одной из их встреч. Но забастовка Гильдии сценаристов изменила планы создателя «Инопланетянина» и «Списка Шиндлера». Одно время в кресло постановщика метил Бен Стиллер, но в итоге «Суд над чикагской семёркой» отошёл сценаристу «Социальной сети» и «Человека, который изменил всё», только-только начавшему режиссёрскую карьеру.
Соркина заслуженно называют мастером не только диалогов, но и монологов. Возможно, писать последние у него получается даже лучше. В картине о борьбе за правду и благое дело (симпатии автора находятся на стороне протестующих) мы становимся свидетелями отчаянных, вдохновенных, страстных и изящных монологов.
Минуты славы удостаиваются благородный федеральный прокурор Ричард Шульц (Гордон-Левитт), стойкий председатель партии «Чёрных пантер» Бобби Сил (Абдул-Матин II), неунывающий ироничный основатель и один из участников Международной молодежной партии Йиппи Эбби Хоффман (Барон Коэн), своенравный лидер молодёжного движения за Демократичное общество Том Хейден (Редмэйн), спесивый судья Джулиус Хоффман (Ланджелла), стойкий адвокат Уильям Кунстлер (Райлэнс) и некоторые другие.
Находясь по разные стороны баррикад, все они в той или иной степени говорят о справедливости. Причём говорят, как и всегда у Соркина, высокопарно, стараясь склонить оппонента или слушателя на свою сторону. Они – идеалисты, наивные мечтатели, романтики-революционеры, отчаянно сражающиеся за свою точку зрения. Монологи – удары церемониального деревянного молотка судьи по специальной подставке, выстрел из карабина, диалоги же сродни перекрёстному допросу или поединку на шпагах.
«Суд над чикагской семёркой» не только ретроспективен. Он также касается актуальной повестки дня. Black Lives Matter и новая фаза борьбы женщин за свои права как никогда остро подняли вопросы Liberte, Egalite, Fraternite. И пусть история, когда республиканцы используют своё положение против демократов (или наоборот), далеко не нова, наблюдать за тем, как Хоффман, Хейден и другие отстаивают свои права и права остальных граждан, безумно интересно.
Впрочем, Соркин почти не использует неожиданные сценарные ходы. Даже если не знать историю «чикагской семёрки», не так сложно предугадать ход развития событий. Но это никак не влияет на интригу – герои вызывают сопереживание. С другой стороны, честного Шульца нетрудно представить на стороне демократов. Несмотря на то, что он участвует в деле на стороне обвинителей, к нему сложно не проникнуться симпатией. Он показан справедливым человеком, для которого рабочая этика и закон являются непреложными истинами.
Однако люди из его лагеря не во всём поддерживают такие идеи. В «Суде над чикагской семёркой» как раз и показано, насколько ущербной может быть система, в которой власть имущие руководствуются личными мотивами и используют взятки и связи для решения вопросов. Кажется, сам того не подозревая, Аарон Соркин снял фильм, в котором косвенно задел некоторые проблемы современной России. Пусть фильм и показывает события, случившиеся в Соединённых Штатах Америки пятьдесят лет тому назад.
Геннадий Гусев
На Netflix с 16 октября