ГЛУБЖЕ!
2020, Россия, 109 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Михаил Сегал
В ролях: Александр Паль, Любовь Аксёнова, Олег Гаас, Игорь Угольников, Игорь Верник, Семен Трескунов, Екатерина Соколова
Александр Паль снимает «мировое глубокое порно по Станиславскому» с Любовью Аксёновой в главной роли, после того как Антон Лапенко лишил его работы. Примерно так нужно описывать и зазывать на новый фильм Михаила Сегала, чтобы сразу подготовить зрителя к тому что будет на экране.
Михаил Сегал – один из самых неординарных современных российских режиссёров. Он очень умело работает с различными жанровыми история, при этом наполняя их своим неповторимым авторским стилем, в итоге делая их абсолютно непохожими.
«Глубже!» рассказывает о театральном режиссёре Романе с лицом Александра Паля, работающем в «Главном Театре Страны» и ставящем пьесы Чехова согласно принципу психологического русского театра. В один день его увольняют и ставят на его место некоего Хачатряна в исполнении Антона Лапенко, который снимает быстро, смешно и людям нравится. Оставшись без работы и без средств к существованию, сидя в кафе и попивая кофе из своего термоса и чужой кружки наш герой волей судьбы встречает бывшего одногруппника, который предлагает ему подработку – снять порно.
Актёры (Любовь Аксёнова и Олег Гаас) есть, оператор (Степан Девонин) есть, почему бы и не снять, думает безработный. Поработав на съёмках ролика «по Станиславскому», Олег выдал не ролик, а настоящее произведение, которое можно описать фразой одного из героев – «как Тарковский, только интересно». В результате «Глубокое порно по Станиславскому» набирает огромную популярность во всем мире. Всё течёт, всё меняется. Пересказывать дальше сюжет фильма нет смысла, потому что вы все равно, не поверите.
В новой картине Михаил Сегал поднимает уровень абсурда до таких невиданных высот, что происходящее вызывает искренний смех. Всё это «сочится с экрана» в том числе благодаря многим визуальным приёмам, будь то проходки по коридору, резкий монтаж, крутые панорамы камеры, вычурная театральность некоторых локаций. Сегал намеренно уходит от реалистичного рассказа в некую свою выстроенную, но в тоже время универсальную реальность, с множеством авторских уколов и отсылок к современной действительности молодой России, благодаря чему зритель не выпадает из истории. В образах героев можно увидеть очень много знакомых лиц, от современных театральных постановщиков и телеведущих до президента. Но самоузнавание на экране опасная вещь: так и получится с этой картиной – кто-то будет восхищаться, кто-то недоумевать.
Режиссёр не только пытается соединить высокое и низкое в контексте всего современного российского общества, но и понять, разобраться как в искусстве в частности, так и во всём обществе в целом. В вечном русском копании и возведении каких бы то ни было заслуг буквально в национальную идею. Картина постепенно трансформируется в авторское высказывание о национальном характере, при этом ни на йоту не снижая градус абсурда происходящего.
В своей новой работе Сегал уходит от постоянного сентиментализма и вечной меланхолии, которая пропитывала все его предыдущие работы, и пускается в безудержное веселье. Прекрасный актёрский состав ему в помощь – помимо уже вышеперечисленных здесь отметились Игорь Верник, Сергей Бурунов, Семён Трескунов и Игорь Угольников, который сыграл ту же роль что и в сегаловских «Рассказах», с выхода которых прошло десятилетие. И пусть герой Александра Паля вторит героине Любви Аксёновой о том, что «Всё течет, всё меняется», что-то остаётся неизменным.
Олег Мухаметдинов
В кинотеатрах с 22 октября