КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ
2020, Россия, 113 мин.
Жанр: триллер, ужасы
Режиссёр: Арсений Сюхин
В ролях: Милена Радулович, Сергей Иванюк, Николай Ковбас, Вадим Демчог, Кирилл Ковбас, Никита Дювбанов
СССР, 84-й год, с выработки Кольской скважины поступают тревожные сигналы, и Кремль отправляет группу реагирования под командованием полковника ГРУ разобраться в ситуации. Ничего толком не объясняя, к группе приписывают штатного вирусолога Фёдорову (Милена Радулович), заставляя подозревать, что в мурманской области занимались не просто бурением.
Новый российский хоррор, временами очень уж напоминающий карпентеровское «Нечто», вышел в довольно удачное время. Успех сериала «Эпидемия», относительная известность в том числе и на Западе фантастического триллера «Спутник» и американо-британский «Чернобыль» показали, и что российский кинематограф всё-таки проломил стену, за которой считалось дурным вкусом снимать у нас условно голливудские жанры, и что советский сеттинг в целом пользуется популярностью. В определённом смысле эти аспекты тут как раз работают – место и время действия не скатывается в политические или мировоззренческие вопросы, просто мужчины носят шапки как у Ипполита, а главная героиня говорит со сладким восточноевропейским акцентом как Юлия Борисова в «Варшавской мелодии». Нет никаких конфликтов диссидентов и власти, нет поставленных под стволы невинных ради блага государства (ну ладно, почти нет), никто не предрекает грядущий развал ни как спасение, ни как катастрофу. Советский сеттинг в кои-то веки работает практически вне политики, а хоррор не пытается быть чем-то большим, чем история про кракозябру под землей.
Пожалуй, самым смешным здесь вышел непосредственно антагонист, олицетворение главной угрозы, серьёзное чудище, чересчур похожее на галгофинянского дерьмодемона из «Догмы». Но поспорить с ним может и местный учёный Петя, сделанный по лекалам комедийного Инженера, главного персонажа ютуб-актёра Лапенко. Сами понимаете, смотреть на такое без аплодисментов незаконно, тем более чем-то точно приходится забивать время, отданное затянутым сценам, ненужным замедленным планам и немного странной любовной линии, которая по итогу получилась, наверное, даже хорошо. Кажется, совсем недостаточно раскрыт потенциал непосредственно погружения в ад – есть известная страшилка про Кольскую скважину и про то, как советские рабочие добурились как раз до преисподней – толком раскрытое разве что в одном эпизоде, и то, догадайтесь, затянутом и снятом в слоу-мо. Есть немало нареканий по работе лифтов в шахте, перегрузкам, температурным вопросам и системам безопасности – наверняка в течение следующих пары недель знающие люди расскажут общественности о каждой ошибке авторов, дерзнувших снимать материал о священной советской земле – но это в целом не так уж и важно.
Главное, что можно с искренней гордостью за отечественных киноделов сказать, наконец-то, наконец-то у них фильм провалился по чисто технической части, а не из-за неуместных социальных высказываний.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 4 ноября