НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2
2020, Россия, 135 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Роман Каримов
В ролях: Ингрид Олеринская, Илья Любимов, Никита Санаев, Мария Горячева, Евгений Цыганов
Со дня не самого обычного знакомства Виталия (Илья Любимов) и Кристины (Ингрид Олеринская) минуло 10 лет, они живут в гражданском и вполне адекватном браке: муж пытается хоть немного заработать, жена сидит дома и вечерами рассказывает мужу, что он лох. Но однажды психолог и друг Виталия (Евгений Цыганов) самоотверженно даёт каждому из супругов, мягко говоря, спорные советы, которые заметно бьют по всей этой болезненно-семейной идиллии.
Роман Каримов – десять лет назад «Неадекватные люди» стали для него первой полнометражной лентой и весьма удачным трамплином в большое российское кино – решил, кажется, использовать подход Ричарда Линклейтера с трилогией того про трансформацию взаимоотношений мужчины и женщины. Спустя на самом деле 8 лет (сценарий продолжения был готов в 2018 году) Роман вернулся к уже сорокалетнему Виталию и подросшей Кристине, растаявшими некогда посреди снежного хэппи энда, чтобы развеять все голливудские иллюзии. Правда, в отличие от Линклейтера, который лишь иногда прерывает свой вербальный креативный кинопоход на необязательную коммерческую комедию, отечественный режиссёр как раз впервые за декаду слез с конвейера комедий, дабы продолжить важную для себя абсурдистскую романтичную историю.
Продолжение при этом заметно отличается от оригинала, оно уже не походит на экранизацию пьесы и набор остроумных сценок в разном антураже. Новая лента охватывает больший временной период, и сама по себе чувствительно дольше первой, что кажется напрасным – есть как затянутые сюжетные арки, так и явно несвоевременные. Например, кухонная беседа двух героев, с которой начинается крупный флэшбэк, втиснута где-то в середину и будто начинает новую историю. Наверное, скучные американские киношколы, которые учат размещать подобные эпизоды ближе к началу, в чём-то всё-таки правы. Здесь есть своя сложная игра со структурой и даже твисты, благодаря которым не получается избавиться от ощущения, будто персонаж Цыганова тот же самый, что был в давней «Прогулке» Алексея Учителя, и он теперь искусно мстит человечеству за то, как его там облапошили. Да и в психологи подался из-за тамошней травмы. Это в целом было бы достаточно лихим решением для Романа Каримова, который без всяких стеснений продолжает называть себя самым неадекватным режиссёром в российском кино, забыв, кажется, что настоящие психи себя считают людьми совершенно нормальными.
Ещё тут куда больше драмы, очень сильно смещён акцент с, несомненно, главного героя первого фильма, мужчины с приступами гнева, на, несомненно, главную героиню второго – женщину с приступами любви и самореализации. Виталий, судя по всему, излечился от своей агрессии и теперь разве что проваливается в скучный кризис среднего возраста, превращаясь в того самого адекватного человека, которым некогда так боялся стать. И роль неадекватной персоны теперь целиком падает на плечи Кристины, а в качестве главного её отличия от нормальных людей показаны желание повременить с детьми и попытка построить собственную историю успеха на ниве интернет-маркетинга, представленного здесь общими фразами наподобие «у нас проблемы с метрикой?». Некоторые издания даже стали критиковать Каримова – он как всегда автор сценария своего фильма – мол, тут сплошь отстаивание консервативных ценностей и призыв держать женщину в узде.
Это, конечно же, не так, напротив, режиссёр, скорее, на стороне своей героини, а участь домохозяйки, как и классический брак в целом показывает словно нечто тоскливое и подавляющее. При этом он не даёт однозначного ответа на вопрос, как лучше жить, нормально или нет – и это, пожалуй, единственное, что роднит вектор второго фильма с оригинальным. Странно и грустно другое, что молодой ещё в общем-то Роман с, предположительно, молодым окружением всё равно считает, в России самостоятельной женщиной может быть только ненормальная и очень особенная. И даже ей для этого придётся немного поплакать, листая Instagram’ы замужних подружек.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 10 декабря