ТЕБЕ СТОИЛО УЙТИ (YOU SHOULD HAVE LEFT)
2020, США, 101 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Джон Стюарт
В ролях: Стив Карелл, Роуз Бирн, Крис Купер, Брент Секстон, Уилл Сассо, С.Дж. Уилсон, Кевин Мэйер
Можете не верить, но причины ждать и интересоваться фильмом «Тебе стоило уйти» определённо были. Во-первых, этот проект ознаменовал собой возвращение Кевина Бейкона в мир большого кино, как раз после небольшого перерыва года на четыре. Во-вторых, конечно, красотка Аманда Сайфред. В-третьих, наличие в режиссёрском кресле Дэвида Кеппа, который пускай и зализывает раны после «Мордекая», всё равно знает толк в остросюжетном жанре: вспомним постановку «Тайного окна» и «Отзвуков эха» с тем же Бейконом. В-четвёртых, как ни странно, это же фильм от студии Blumhouse, внезапно для всех ставшей флагманом в мире «хорроров для хипстеров», благодаря «Прочь», «Мы» и т.д. Однако конечный результат оказался разочаровывающим: «Тебе стоило уйти» стал этакой версией «Сияния» Кубрика для бедных. Фильм снят как по учебнику: тут тебе и фантасмагоричное жилище из светло-серого кирпича с пастельными интерьерами (ах, это тебе не «Оверлук»!), и едущий крышей папаня, и дурные сновидения, и призраки, и прочие радости жизни. И ладно бы дело было только в производственном дизайне: «Тебе стоило уйти» авторы попытались сделать запутанным и сложным, чем перенасытили картину и сделали её непонятной и даже в чём-то глуповатой.
Итак, Бейкон играет банкира Тео, который стал известен (печально известен) после неприятного инцидента: его жена приняла слишком много таблеток и утонула в ванной, что закономерно привело к обвинению мужа в причастности к её смерти. Теперь у Тео новая жена, гораздо моложе – Сюзанна (Аманда Сайфред), а также дочка Элла. Из отношений Тео и Сюзанны сценаристы, похоже, хотели выжать пару комментариев о разнице в возрасте и, конечно, рассмотрении взрослым мужчиной молодой жены как объекта желания своего эго, однако, ни эта тема, ни сюжет ревности особого распространения не получают. Так или иначе, Тео, Сюзанна и Элла решают пожить в уединенном доме в Уэльсе. Хотя английская глухомань сразу же вызывает в воображении мысли о пастбище или ферме, дом на самом деле весьма новомодный и стильный, да и не очень-то вписывающийся в английский стиль. Короче, Тео, видимо, отзывов в интернете не читал, да и вопросом, есть ли у Эллы Сияние, не задавался, так что последующие события предсказать довольно легко: изо всех щелей аки тараканы лезут призраки, а хныкающее лицо Кевина Бейкона на постере красноречиво демонстрирует отношение главы семейства ко всему происходящему.
«Тебе стоило уйти» придерживается устоявшейся концепции Blumhouse. Фильм снят буквально за копейки, которые, похоже, полностью ушли на гонорары ограниченного актёрского состава. Структура киноленты просматривается почти сразу же. Но Кепп не может придать ей какой-либо индивидуальности. Другие проекты от Blumhouse на эту тему, вроде «Синистера» или «Паранормального явления», имели в себе какие-то творческие фантазии, хотя и в них речь шла о банальном доме с привидениями. Кепп же, с одной стороны, решил поиграть с пространством и временем, а с другой – слишком буквально воспринял идею о семье, запертой в призрачном поместье. В итоге вышло мёртвое кино. Тем не менее, стоит картине зайти на сюрреалистическую тропу, действие немного оживает, но только лишь для того, чтобы снова заглохнуть в тот момент, как Кеппу кастрировали творческую свободу.
Даже Бейкон на протяжении фильма выглядит каким-то потерянным. Актёру уже за 60, а он очень даже в форме, но его роль требовала от исполнителя непосредственности и, наверное, искренних эмоций страха и ужаса. В фильме же подобное происходит где-то ближе к концу. Что касается Сайфред, то здесь женская сторона старается вытянуть отношения экранной пары, чтобы они смотрелись более реальными, но уж слишком неестественно Бейкон держится с Амандой.
Хотя фильм в целом использует довольно знакомую сюжетную схему о доме с привидениями, тяжело восторгаться этим хоррором из-за его непритязательного кинопроизводства. Сценарий тратит довольно много времени на ненужные события и детали, но зритель не может вникнуть ни в эмоциональные проблемы персонажей, ни проникнуться атмосферое. Такое чувство, что «Тебе стоило уйти» снят даже не по лекалам, а по шаблонам, которые ребята из Blumhouse выдают каждому случайно оказавшемуся в их сетях сценаристу и режиссёру. В итоге простота и эффектность подхода наложились на самобытное видение Кеппа, что в итоге привело к каше, как по части «человеческой» истории и семейной динамики, так и с точки зрения донельзя запутанной мистической стороны. Время идти к двери?
Егор Рябцев