ОГОНЬ
2020,Россия, 131 мин.
Жанр: драма, катастрофа
Режиссёр: Алексей Нужный
В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Стася Милославская, Антон Богданов, Виктор Добронравов, Роман Курцын, Тихон Жизневский, Ирина Горбачева
Немного статистики: ежегодно в России Рослесхоз регистрирует от 9 000 до 35 000 лесных пожаров при общей залеснённости нашей страны, равной 1 146 000 000 гектаров. Это огромные цифры и колоссальный ежегодный ущерб, который невозможно перевести в цифры. Пожары – настоящий бич нашей страны, на две трети покрытой лесным массивом. В то время как Голливуд демонстрирует стихийные ужасы родных широт – смерчи, извержения супер-вулканов или совсем уж фантастические катаклизмы, придуманные с лёгкой руки какого-нибудь Роланда Эммериха, наши киноделы жанр фильма-катастрофы осваивают осторожно и со свойственным нам суеверием «как бы беду не накликать». Но цитируя персонажа Константина Хабенского: «Леса всегда горели, горят и будут гореть», можно с уверенностью заявить, что тема лесных пожаров для России никогда не теряет своей актуальности и злободневности, а значит пришло время отразить эту тему и в кино.
Имя режиссёра и сценариста Алексея Нужного, в быту Алексея Черномазова, родившегося в Йошкар-Оле, самом сердце Поволжья, крае, который фигурирует в том или ином виде почти в каждой его ленте, стало известно в 2012 году. Сравнительно громким дебютом молодого выпускника New York Film Academy стал короткометражный фильм «Конверт» с Кевином Спейси, который привлёк к себе внимание мировой кинематографической общественности. После этого был первый сезон сериала канала ТНТ «Ольга», тепло принятый зрителями, «Ёлки новые», суперуспешный «Я худею», «Громкая связь» и ещё один проект ТНТ «Толя-робот» с Александром Палем. Зарекомендованный самим Кевином Спейси ещё до всех скандалов, связанных с этим блестящим актёром, Алексей Нужный набрал огромный кредит доверия в российском кинопроме, да так, что с ним работают лучшие отечественные актёры, а финансовую поддержку оказывают из федерального бюджета.
Драматическая лента «Огонь» – не первый наш фильм-катастрофа, но, пожалуй, самый аутентичный. При желании можно вспомнить «Землетрясение» Сарика Андреасяна, советский «Экипаж» и его зрелищный ремейк с Данилой Козловским или «Метро». Здесь, как и положено в жанре, в центре повествования столкновение группы отважных людей с неукротимой стихией. Константин Хабенский играет командира группы лесных пожарных Соколова, в подчинении которого находятся ещё пять человек. Вернее, четыре, ведь на момент начала истории самый молодой в группе погибает во время миссии. Соколов не желает больше связываться с «зелёными» курсантами и хоронить коллег, но в Карелии горят леса и каждый профессионал на вес золота. Принимая в состав команды неопытного курсанта Ильина, который некстати имеет виды на его дочь, Соколов отправляется к месту возгорания и оказывается не готов к тому, с чем предстоит столкнуться группе. Огонь – коварен и жесток, и на его пути крохотная деревня Ольхово, жители которой не торопятся покидать насиженные места. Спасение деревни и её обитателей в приоритете для Соколова, но огонь играет не по правилам, и команде отважных спасателей приходится бороться не только за жизни деревенских, но и спасать свои собственные, когда всё вокруг превращается в адское пекло.
Сюжет не тормозит и действие с первых кадров стремительно набирает обороты. Зрителя бегло знакомят с командой Соколова, но раскрывается каждый её член уже по ходу истории. Вот грустный и бородатый Виктор Добронравов играет Петра Величука, потерявшего беременную жену в пожаре и для которого в спасении из огня деревенской роженицы шанс исправить прошлое. Вот Антон Богданов, играющий Константина Журавеля, заместителя Соколова, в силу духа и компетенцию которого никто не верит, пока не случается несчастье. Вот весельчак и балагур Максим Шустов, сыгранный обаятельным Тихоном Жизневским, у которого самая ответственная миссия – вывести деревенских детей из пожарища, а тут Сергей Зотов с лицом Романа Курцына – не блещущий умом качок, трепетно любящий свою маму и покушать. Новым членом команды становится курсант Ильин, сыгранный Иваном Янковским, которому из легкомысленного мальчишки предстоит стать настоящим мужчиной и доказать командиру Соколову, что он достоин его дочери.
Любовная линия между Ильиным и Катей Соколовой подаётся ненавязчиво и лишь как движущая и мотивационная сила сюжета. Больше всего режиссёра в истории очевидно интересовали человеческие судьбы в условиях безжалостной катастрофы, а потому у Алексея Нужного получилось создать не только убедительных и объёмных главных героев, но и статистов – простых жителей деревни Ольхово, за мытарствами которых также интересно наблюдать и которым сопереживаешь.
У каждого члена команды Соколова есть своя миссия, в которой он проявляет себя, и где актёрам, в свою очередь, есть, где развернуться и показать свой талант. О Константине Хабенском даже говорить ничего не нужно, он давно уже завоевал народную любовь своими ролями храбрых ментов и современных чудаков. Это актёр с большой буквы «А», который всегда притягивает к себе внимание и заставляет поверить в своего героя. Сравнительно еще неизвестный Тихон Жизневский, отметившийся разве что в дилогии «На игре», здесь крадёт всю зрительскую любовь и выдаёт столько харизмы, что сомневаться не приходиться – киновселенная Bubble в надёжных руках майора Игоря Грома, кепку которого скоро примерит на экранах Жизневский.
Кому-то, впрочем, не удалось вырваться из привычных амплуа – Роман Курцын вновь эксплуатирует образ перекаченного любимца женщин с интеллектом табуретки, который закрепился за ним с начала карьеры. Допускаем, что это продюсеры зовут Курцына на однотипные роли, и тот соглашается в погоне за рублём в этот тяжёлый для кинематографа период, но это и печально, что у актёра, за плечами которого уже более полусотни ролей, нет никаких творческих амбиций и желания выйти за рамки набившего оскомину образа тупого качка. Впрочем, проблема характерных ролей, на которые берут одни и те же лица, в российском кино имеет куда более глубокие корни и явно заслуживает отдельной статьи.
Отдельно стоит упомянуть визуальный ряд, который во многом определяет успех фильма-катастрофы. «Огонь» по большей части снимался в павильонных условиях и это заметно по крупным планам, что отнюдь не умаляет захватывающего эффекта и угрозы со стороны огненной стихии. Огонь здесь показан необузданной дикой стихией, хищником, прячущимся в кронах деревьев, чтобы атаковать, когда этого меньше всего ждёшь и в одночасье спалить дотла кого угодно. Сниматься с огнём всегда крайне опасно для актёров и каскадёров, но при должном отношении к пожарной безопасности можно получить очень зрелищные кадры. С этим у Алексея Нужного проблем, по всей видимости, не возникло, потому как нарисованный огонь в кадре почти неотличим от настоящего, и всё вместе создаёт гипнотическое очарование смертоносной опасности, которое усиливают скрипичные и клавишные мотивы саундтрека Кирилла Бородулева.
«Огонь» Алексея Нужного – лента в первую очередь о людях, которые рискуют своими жизнями в борьбе со стихией. Недаром в конце мы видим посвящение всем спасателям и работникам лесоохраны – это гимн всем храбрым героям, которые ежегодно отправляются тушить лесные пожары и зачастую не возвращаются оттуда назад. Это душевная драма о силе человеческого духа, отваге и долге, которая, может быть (а вдруг?) обратит внимание людей на проблему лесных пожаров, которые крайне часто происходят по нашей с вами вине.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 24 декабря