Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Гипноз
Автор: Анастасия ИвахноваДата: 31.12.2020 10:02
Разместил: Анастасия Ивахнова
Комментарии: (0)

ГИПНОЗ
2020, Россия, 112 мин.
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Валерий Тодоровский
В ролях: Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова, Сергей Медведев, Полина Галкина, Степан Середа



Холодная зимняя ночь. Темно и снежно. Тихо скрипит дверь подъезда и на улицу выходит подросток в пижаме. Он спит. Через несколько мгновений из дома выбегает женщина, догоняет его, начинает тормошить, звать по имени. У Миши лунатизм, и с этим надо что-то делать. Врачи в районных и частных клиниках не помогают, к бабкам-знахаркам обращаться как-то не комильфо, так что остаётся единственный, компромиссный, вариант. Говорят, один известный психотерапевт умеет лечить даже сложные случаи. Более того, как раз сложные случаи его больше всего и привлекают. Так Миша оказывается в кабинете доктора Волкова, и после сеанса гипноза, который то ли был, то ли его не было, начинается совсем другая жизнь, в которой он сам себе хозяин. Или не сам?

Десять лет Валерий Тодоровский тосковал по былым временам. «Стиляги» закрутили его в своём вихре ностальгии по пятидесятым, потом случилась «Оттепель», затем – ода советскому балету под маской современной мелодрамы, и, наконец, одесское детство семидесятых. Во всём этом чувствовался авторский почерк, но не было ничего похожего на «Страну глухих» или «Любовника», больше радости узнавания, чем человеческой личности. И вот, кажется, режиссёр закрыл шкатулку с милыми сердцу воспоминаниями и сосредоточился на чём-то, не привязанном к Стране Советов. Однако исследование глубин подсознания получилось слишком осторожным.

«Гипноз» – кино, снятое очень профессионально, этого у него не отнять. Тодоровский снова очень тщательно выбирает оператора и вместе с камерой Жана-Ноэля Мустонена зритель, вслед за главным героем, отправляется в путешествие по пространству и времени. Выглядывает в окно из-за недозадёрнутых занавесок, подслушивает в щёлку полуприкрытой двери, спускается на эскалаторе в непривычно глубокое метро и путешествует по большому заснеженному городу, в котором зима, кажется, не закончится никогда. Длинные одинаковые улицы спотыкаются о такие же одинаковые полузабытые дома конца позапрошлого века, и заканчиваются будто бы прямо в подъездах типовых многоэтажек. Здесь очень легко заблудиться, и в какой-то момент начинает казаться, что в этом запутанном мире есть только два островка постоянства – квартира Миши, в которой за маской показного веселья и дружелюбия прячется равнодушие, и кабинет доктора Волкова, тёмный, внешне холодный, но служащий последним приютом надежды на лучшую жизнь.

Как Максим Суханов в роли психиатра-гипнотизёра громоподобно заполняет всё имеющееся в его распоряжении пространство, так и идеи Тодоровского выплёскиваются через край фильма, их слишком много, чтобы поместиться в двух часах хронометража. «Гипноз» – это кино о брошенных подростках и не только, о людях, лишённых чувства дома, надёжного тыла, и вынужденных бродить в поисках человека, который сможет им вернуть точку опоры. Это рассказ о том, как легко придумать себе альтернативную реальность, где будет выдуманная цель, а значит, найдётся смысл жизни и причина выбраться из лимба холода и равнодушия. А ещё это история о подчинении и контроле. О том, что у любого мира есть автор, но каждому автору нужен редактор, который, собственно, и вершит судьбы. И как же жаль, что выкрикнув именно эту мысль, режиссёр моментально, как будто испугавшись сам себя, отступает в тень, комкает сюжет и бросает его в сторону. Финал слишком прост и безыскусен, чтобы зритель почувствовал себя удовлетворённым, особенно после ницшеанского монолога доктора Волкова, с которого, кажется, и должно было начаться всё самое интересное.

Не всем путешественникам хочется возвращаться домой, но режиссёр собственной властью возвращает ленту в уютное, но крайне тесное для него самого пространство семейной драмы о сложном пубертате. Такой ли редакции требовал мир «Гипноза»?

Анастасия Ивахнова

В кинотеатрах с 15 октября
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 309 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio