ВОЗДУШНЫЙ БОЙ (SHADOW IN THE CLOUDS)
2020, Новая Зеландия-США, 83 мин.
Жанр: ужасы, боевик, военный
Режиссёр: Розанна Лян
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Ник Робинсон, Бела Коале, Тейлор Джон Смит, Каллэн Мулвей, Бенедикт Уолл, Байрон Колл
1943 год, разгар Второй мировой войны. Американский бомбардировщик В-17 готовится к взлёту, когда неожиданно пополняется ещё одним членом экипажа – загадочной девушкой Мод Гаррет, утверждающей, что она пилот с секретным заданием от командования. Столкнувшись с холодным приёмом со стороны экипажа самолёта, офицер Гаррет оказывается изолирована в турели бомбардировщика, где обнаруживает, что она здесь не единственный нежеланный пассажир… В недрах самолёта завелось что-то жуткое и опасное, что выводит из строя механизмы и отличается редкостной злонамеренностью. Как тут не вспомнить военные байки о гремлинах-вредителях?..
«Тень в облаках» молодого режиссёра Розанны Лян, ставший с лёгкой руки российских прокатчиков «Воздушным боем», был отснят в 2020 году и показан на Международном кинофестивале в Торонто, где получил положительные отзывы зрителей и награду People's Choice Award: Midnight Madness. До широкого кинотеатрального проката, однако, фильм смог добраться только в начале 2021 года, не имея ни громкой рекламной кампании, ни поддержки крупных студий. Это целиком и полностью независимый проект с единственной большой «звездой» в актёрском составе, на которой всё и держится.
В харизме и актёрском мастерстве Хлои Грэйс Моретц, незабываемой Убивашки из дилогии «Пипец», сомневаться как-то не приходиться. Эта девушка с нестандартной для Голливуда внешностью и далеко не идеальными модельными пропорциями умудряется вытягивать на себе самые разные проекты. Она одинаково хорошо смотрится в качестве маленькой очаровательной убийцы в кинокомиксе и простой школьницы, пытающейся наладить взаимоотношения со сверстниками. Она успела поработать с такими разными режиссёрами, как Мартин Скорсезе, Лука Гаудиньо и Антуан Фукуа, при этом Хлоя Моретц совершенно не стесняется после работы с маститыми корифеями кинематографа нырять с головой в сомнительные и порой совершенно безумные проекты. Эта талантливая молодая актриса всё время находится в поисках себя и новых образов, которые старается примерить. И роль Мод Гаррет является одновременно как новым вызовом для её творческих амбиций, так и хорошо знакомой поклонникам актрисы сильной и до трогательного уязвимой героиней.
«Воздушный бой» длится чуть меньше полутора часов и не долго запрягает, мгновенно перенося зрителя в душное нутро военного бомбардировщика. Поверхностное знакомство с экипажем и вот уже мы вместе с Мод в тесной капсуле турели, а мужчины, которые минуту назад оказали девушке холодный приём лишь голоса в радиопередатчике. Отчасти именно то, что зритель так и не может сблизиться с экипажем самолёта из-за того, что ему почти не уделено внимание, лишает ленту Лян какой бы то ни было драматической глубины. Впрочем, режиссёр делает обманный манёвр и вынуждает своего зрителя переживать даже не за суровых вояк, оказавшихся с одной стороны на линии огня японских истребителей, а с другой под прицелом зловредной твари, а за загадочный груз Мод Гаррет, о котором она крайне печётся и который подвергается такому количеству безумных испытаний, что в реальной жизни ему едва ли удалось бы уцелеть. Мы не будем спойлерить главный сюжетный твист «Воздушного боя», при всей своей драматичности, всё же невероятно глупый и малоправдоподобный, а сделаем акцент на действии. Тем более, именно экшен делает картину Розанны Лян примечательной в своём жанре.
Временами «Воздушный бой» напоминает «Запрещённый приём» Зака Снайдера. Здесь тоже упор делается на нарочитой иллюзорности происходящего, будто всё, что творится в кадре – плод чьего-то нездорового воображения. Чего стоит сцена, показанная в трейлере, когда Мод выкидывает из самолёта и тут же забрасывает обратно взрывом японского истребителя. Или Мод, как заправский Человек-паук ползающая по фюзеляжу летящего на невероятной высоте с огромной скоростью самолёта, чтобы произвести его ремонт. Любой здравомыслящий человек, глядя на подобные сцены, не поверит в их правдоподобность, но Розанна Лян, кажется, и не топит за правдоподобность. Она создаёт адреналиновый боевик, пахнущий напалмом и машинным маслом, буквально вынуждая зрителя переживать за пухлощёкую Моретц, которой и наглых мужиков на место поставить нужно, и раздать свинца японцам, и навалять потусторонней твари с тягой к вредительству. Словом, не лёгкая доля женщины в армии. Видимо, поэтому во время финальных титров мы видим реальную армейскую кинохронику, где можно увидеть кадры с женщинами, служившими в годы Второй мировой войны в рядах американской армии. Только после этого понимаешь, что Розанна Лян сняла этакий фантастический галлюциногенный поклон всем женщинам фронта, роль которых принято недооценивать на фоне заслуг мужчин. И после уже как-то не хочется искать в фильме откровенные ляпы и ругать за нарушение законов физики и здравого смысла.
«Воздушный бой» - это на 100% развлекательное действо, не стремящееся стать новым словом хоть в каком-нибудь жанре, но выполняющее свою основную задачу по увеселению публики целиком и полностью. А между делом как-то правильно и без перегибов отыгрывает современную фем-повестку о сильных и независимых, прикрепляя кроме слов документальные свидетельства. А это уже что-то.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 18 февраля