АЙВАН, ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ (THE ONE AND ONLY IVAN)
2020, США, 95 мин.
Жанр: семейный, фэнтези, комедия, приключения
Режиссёр: Теа Шэррок
В ролях: Сэм Рокуэлл, Анджелина Джоли, Дэнни ДеВито, Хелен Миррен, Бруклин Принс, Рамон Родригес
Современное так называемое детское кино страдает от приступов гиперактивности. Неизвестно почему, но голливудские студии часто считают детей глупее, чем они есть на самом деле, поэтому и заменяют пищу для подрастающего ума утомительным безумием. Иногда подобное работает творческим образом, как в «Зверопое», «Ральфе» и прочих мультипликационных фильмах, но зачастую кажется шаблонным – недавний «Соник» тому пример. В этой связи необычно встретить такой размеренный, расслабленный детский фильм в формате старой школы: «Айван, единственный и неповторимый». Он настолько медиативный, что на какое-то время даже можно подумать о растрате драгоценного времени зрителя без уважительной причины. На деле же «Айван…» – проект крайне одухотворенный, что в конечном итоге сыграло злую шутку: в попытках одновременно обратиться и к взрослым, и к совсем маленьким детям, история колеблется от возвышенных представлений о свободе как величайшей ценности до пукающих собак.
Горилла Айван – гигант с золотым сердцем. Громадное существо годами было хедлайнером унылого маленького цирка в умирающем торговом центре. Его задача, на первый взгляд, просто быть самим собой: вырваться на сцену в конце шоу, потоптать, порычать и грозно бить кулаками себя по груди. На самом деле Айван – кроткое создание, дружащее с неряшливым бродячим псом Бобом. Помимо Айвана в цирке есть тихая и мудрая слониха, пушистый пудель, остроумный цыпленок, попугай и морской котик. Всем этим зверинцем руководит Брайан Крэнстон (ладно, его тут зовут Мак), который изо всех сил пытается привлечь публику. И интересно, что сценарий относится к Маку с пренебрежением, хотя, по сути, он не такой уж и плохой парень: всю жизнь заботился о животных, в частности об Айване, ценой своей собственной семьи, пускай и держит животных в неволе ради своей выгоды. Крэнстон как всегда попал в точку с образом, однако пространства для перфоманса ему не хватает.
Большой шаг для Мака в подъёме своего аттракциона – приобретение очаровательного слонёнка по имени Руби. Слонёнок утомляет Айвана своей любознательностью, пока другая девочка, уже человек, Джулия, дочь одного из работников цирка, делится бумагой и мелками для рисования с Айваном. Вскоре горилла начинает создавать абстрактные художественные работы и обдумывать план побега для себя и своих друзей.
Переоценить достоинства фильма очень легко, хотя «Айван, единственный и неповторимый» – это не «Бэмби» и не «Дамбо». Конечно, тут есть много трогательных моментов, особенно финальный монолог Крэнстона, обращённый к Айвану, но, кажется, режиссёр не всегда верно улавливает внутреннюю жизнь своих персонажей. Различные деяния Айвана, например, его увлечение рисованием, добавлены в сюжет «для галочки» и не играют особой роли; это лишь «чеховские ружья», пускай и хорошо замаскированные. Также история весьма прямолинейна, бедна на необычные повороты, да и те добавлены лишь для того, чтобы сильнее тронуть зрителя за душу.
Также напрягает поддержка создателями фильма последних тенденций, как в «Удивительном путешествии доктора Дулиттла» и т.п. Дело в том, что все здешние животные нарисованы на компьютере. Это здорово бьёт по восприятию, а ведь ничего особо фантастического они не делают, так что при желании их вполне можно было заменить на настоящих зверей. Подобный приём и на зрелищности бы сыграл, и добавил бы больше милых вещей и, в конце концов, стёр бы претензии к тому, что животные выглядят не всегда естественно. Компьютерные животные больше похожи на цифровые чучела таксидермиста, разве что Айван, поразительно смахивающий на Цезаря из «Планеты обезьян», выражает печаль и задумчивость.
Но надо отдать должное ленте: она свободна от головокружительных приключений современных детских фильмов. Правда, подобное приводит к немного летаргическому темпу. Учитывая, что зачастую сценарий кажется перефразированием других, более удачных детских произведений, это не такой уж и необычный проект, хотя, конечно, для ребёнка привлекательнее, чем в сотый раз пересматривать поднадоевшие мультфильмы Pixar.
Кинолента в итоге вышла задушевной: отчасти комедия, отчасти драма о правах животных, отчасти фильм-приключение. В единый пазл семейного кино это не очень складывается; «Айван, единственный и неповторимый» больше настроен именно как детский проект, причём дружелюбный именно для самого младшего возраста, поскольку сценарий преуменьшает жестокость к животным, вполне вольно обходится с нюансами реальной жизни и приукрашивает реальность. При этом, увы, «Айван…» вышел уж слишком волшебным фильмом, так что взрослым при просмотре может быть скучно и немного неудобно, хотя в картине можно найти пару вдумчивых и артистичных моментов: возможно, это не так уж и хорошо, но и отнюдь не плохо.
Егор Рябцев