ЭММА. (EMMA.)
2020, Великобритания, 124 мин.
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Отем де Уайлд
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Джонни Флинн, Миа Гот, Билл Найи, Миранда Харт, Джош О’Коннор
«Эмма.» – дебютная полнометражная картина Отем де Уайлд, в первую очередь известной в качестве фотографа и клипмейкера Beck, The White Stripes, Фионы Эппл, Эллиотта Смита и других исполнителей. Новая экранизация одноимённого романа Джейн Остин усиливает комедийную составляющую исходного текста и немного смещает акценты.
Предыдущие киноадаптации «Эммы» в целом ближе придерживались первоисточника – интонационно и сюжетно, – тогда как в работе де Уайлд уместно сочетаются игра в постмодерн (или даже, скорее, в метамодерн) и уважительное отношение к роману. Добавлена в ленту и щепотка современных социокультурных трендов. Впрочем, нельзя сказать, что авторы вслепую занимаются конъюнктурой – феминистическая повестка очень скромно проглядывается сквозь нарратив.
В фильме особенно интересно переплетение сдержанного, полного предрассудков – конечно, исключительно для наших современников – стиля английской писательницы и сложной морально-нравственной системы ценностей настоящего. Последнее, однако, представлено в неявном виде. Сопоставление общепринятых норм поведения начала девятнадцатого столетия и взятых за данность нынешних социокультурных барьеров не происходит напрямую, но незримо присутствует в постановке.
Заметить это сравнение помогает погружение в эпоху. Оно происходит при помощи замечательной работы художников-постановщиков под руководством Кейв Куинн («На игле», сериал «Великая») и художницы по костюмам Александры Бирн («Золотой век», «Доктор Стрэндж», «Убийство в Восточном экспрессе»). Высокие воротники мужских и женских одеяний, которые иллюзорно превращают головы завсегдатаев светских раутов в блюда, недвусмысленно отсылают к сатире Остин. А цвет вечерних платьев и смокингов утончённых леди и благородных джентльменов перманентно меняется в зависимости от эмоционального состояния героев.
Поддерживают общую беззаботную – впрочем, только внешне – атмосферу ведущие актёры. Они великолепно разыгрывают мини-спектакль, в котором женщины оказываются ничуть не хуже мужчин. Те в свою очередь демонстрируют и выдержку, и неожиданную мягкость характера, и даже кокетство. Хорош в роли добросердечного Джорджа Найтли Джонни Флинн (сериал «Ярмарка тщеславия»), который совсем недавно сыграл Дэвида Боуи в одноимённом биографическом фильме. Очарователен и трогателен Билл Найи в образе постепенно теряющего самого себя в сумрачных грёзах, но всё ещё беззаветно любящего дочь мистера Вудхауса. Колоритна Миранда Харт, которой досталась роль мисс Бэйтс – одинокой, немного глуповатой, но бесконечно доброй соседки Эммы.
Сыгравшая подругу главной героини Гарриет Смит Миа Гот («Суспирия», «Высшее общество») смешивает в своём персонаже противоположные чувства: зависть и доброжелательность, искренность и притворство. А Эмма, образ которой в картине воплотила одна из самых перспективных актрис нового поколения Аня Тейлор-Джой, предстаёт немного высокомерной и самонадеянной, но остро чувствующей, ранимой девушкой. Возможно, в сериале «Ход королевы» молодой актрисе достался более интересный образ, но и в «Эмме.» её талант не затерялся.
Фильм пронизан иронией. Де Уайлд работает на контрасте. Так, романтическая линия Эммы и Джорджа сменяется комедийными эпизодами с участием мисс Бэйтс и кандидата в женихи Гарриет мистера Элтона (Джош О’Коннор), а многие сцены могут трактоваться и как драматические, с пиететом воссоздающие аналогичные эпизоды из романа Остин, и как нарочито насмешливые, с точностью до наоборот интерпретирующие смысл первоисточника.
Способствует такому восприятию произведения цветовая палитра ленты. Буйство красок и склонность создателей к симметрии кадра словно бы отсылает зрителя к творчеству Уэса Андерсона – обилие оттенков жёлтого, бирюзового и красного создаёт впечатление искусственности декораций и, как следствие, ирреальности происходящего. В то же время на протяжении всего просмотра не покидает восхищение от умопомрачительной красоты интерьеров и экстерьеров дворцов, прекрасных нарядов и завораживающих пейзажей – многолетний опыт Отем де Уайлд явно не прошёл даром.
В итоге «Эмма.» оказывается экранизацией классического романа, в которой желание ничего не испортить сошлось с рок-н-рольским стремлением дать «огня». Перед нами уважающая оригинал, но не чурающаяся осторожных экспериментов картина. Это сахарная сказка о превратностях любви, нежный фильм о свободе для свободных людей нового поколения.
Геннадий Гусев