Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Мавританец
Автор: Антон МинасовДата: 21.02.2021 00:22
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

МАВРИТАНЕЦ (THE MAURITANIAN)
2020, США-Великобритания, 129 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Кевин Макдональд
В ролях: Тахар Рахим, Джоди Фостер, Бенедикт Камбербэтч, Шейлин Вудли, Закари Ливай



Американская адвокатесса-трудоголичка Нэнси (Джоди Фостер) по наводке коллеги берётся защищать заключённого в тюрьме Гуантанамо мавританца Мохаммеду Слахи (Тахар Рахим). На дворе 2004 год, Мохаммеду вменяют вербовку террористов, устроивших 11 сентября, но, кажется, не имеют достаточных улик для удержания под стражей. Тем временем военная прокуратора поручает Стюарту Коучу (Бенедикт Камбербэтч), подтянутому ответственному обвинителю, потерявшему в атаках на башни-близнецы близкого друга, довести дело до казни.

Впервые со времён важной роли в «Пророке», французский актёр алжирского происхождения Тахар Рахим блеснул по-настоящему и снова сделал это за решёткой. Теперь он исполнил роль реально существующего человека, не так давно освобождённого из нашумевшего тюремного лагеря, и написавшего судьбоносный бестселлер о годах, проведённых в американо-кубинском плену. Центральной темой скандала вокруг Гуантанамо и конкретно Мохаммеду стали пытки, применявшиеся к заключённым американской военной разведкой. В фильме они присутствуют, но показаны в несколько урезанном формате, особенно мытарства так называемым сексуальным унижением. Последнее, впрочем, на персонажа «Мавританца» едва ли могло шибко подействовать, поскольку он не ортодоксальный мусульманин. Трудно сказать, насколько такая картина соответствует реальному Мохаммеду, но киношный по сути своей в первую очередь именно герой-заключённый, объект спасения от архаичных военных и патерналистских сил. Он не отличается по ментальности от чикагской семёрки, от Карла из «Время убивать», от пленников в «Полуночном экспрессе», и все они так или иначе восходят аж к «12 разгневанным мужчинам», обвиваясь вокруг голливудского столпа социального правосудия: невиновного человека и машины государства, готовой того смять.

Формально в «Мавританце» мы видим обёрточное противопоставление христианской и исламской культур (прокурор – ярый последователь протестантизма), которые перед лицом подлинной морали сбрасывают разноцветные накидки и восходят к одному богу, к одному правильному решению. Но всё это представление словно разыграно в рамках западной парадигмы, Мохаммеду тут больше либерал, чем мусульманин; чтобы представить его западному зрителю жертвой, для начала требуется представить его западным героем (в концовке есть даже болезненная для реднеков видеозапись того, как реальный Мохаммеду с непередаваемым восточным акцентом подпевает Бобу Дилану). И не удивительно, что истина, так обобщившая праведные взгляды мусульманина и христианина, на самом деле с начала фильма уже была составной частью светской героини Фостер: религиозные традиционалистские культуры просто взошли туда, где их смиренно дожидался человек современного Возрождения. Не поймите неправильно, либеральное понимание прав и свобод достигло небывалых высот, просто даже на этих высотах оно всё ещё не до конца понимает, как деликатно и красиво освобождать от архаичных военных сил архаичного мусульманина.

Антон Минасов

В кинотеатрах с 18 февраля
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 147 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio