РАЙЯ И ПОСЛЕДНИЙ ДРАКОН (RAYA AND THE LAST DRAGON)
2021, США, 107 мин.
Жанр: анимация, семейный, фэнтези
Режиссёр: Дон Холл, Карлос Лопез Эстрада, Пол Бриггс
В ролях: Келли Мари Трэн, Аквафина, Айзек Ванг, Джемма Чан, Дэниэл Дэ Ким, Бенедикт Вонг, Джона Сяо
Процветающее королевство Кумандра жило в мире до тех пор, пока люди не разобщились, а нашествие ужасных друунов не обратило в камень множество жизней. Защитники человечества – драконы – сгинули в битве с друунами, а последний дракон – Сису – пожертвовала собой для победы над врагом и обеспечила мир жителям Кумандры. С тех пор волшебный Камень дракона хранится у людей народа Сердца, одной из пяти разделившихся территориальных фракций. Артефакт столь могущественный, что все прочие – народы Когтя, Клыка, Хвоста и Хребта мечтают заполучить Камень и стать центром власти в бывшей Кумандре. Однако не сумев договориться, лидеры народов провоцируют кризис, разбивают Камень и выпускают на свободу беспощадных друунов. Мир оказывается как никогда близок к гибели. И только юная и смелая Райя, дочь вождя Сердца, способна положить конец давней вражде, избавить страну от друунов и, быть может, с капелькой везения и поддержкой всех народов вернуть чудесных драконов.
Нужно ли говорить, что по части создания волшебных и оригинальных миров «Диснею» нет равных? У Мышиного дома имеется какое-то неповторимое чутьё на успешные мотивы, берётся ли он за классическую анимацию или современные трёхмерные ленты, игровые фильмы или сериалы. Замороженные красоты нордического Эронделла в «Холодном сердце», мглистые горы Шотландии «Храброй сердцем», лазурные воды Микронезии в «Моане», так похожий на наш мир эльфов из «Вперёд» и вот теперь мистическая Кумандра, квинтэссенция азиатской культуры, смесь традиций Лаоса, Вьетнама, Малайзии и Таиланда. И традиционная диснеевская сильная героиня в главной роли, пополняющая сонм самодостаточных женских мультперсонажей.
По своему духу «Райя и последний дракон» напоминает уже упомянутую «Моану», где на хрупкие плечи главной героини так же ложится непростая миссия по спасению родной страны от сверхъестественного зла. Примечательно, что и там, и там девушки обзаводятся могущественным полубожественным покровителем и не имеют очевидной любовной линии, кроме патриотической, что демонстрирует современную тенденцию студии Дисней на уход от традиционных сюжетных шаблонов. Здесь основным посылом выступает вопрос доверия ближнему, отсутствие которого потворствует расколу в обществе. Это актуальная повестка для современных Соединённых Штатов, где разобщённость достигла небывалого уровня, выливаясь в гражданские протесты и новомодную культуру «отмены», когда мнение несогласного меньшинства превалирует над большинством.
Разделённый мир Кумандры радует разнообразием локаций, перенося действие из жарких пустынь в полноводные речные долины. Путешествие главной героини и её спутников за обломками волшебного камня – это одновременно и квест, и роуд-муви, все участники которого в одинаковой мере раскрываются и за взаимодействиями которых интересно наблюдать. Райей движет надежда спасти отца и вернуть процветание в свой мир, в то время как драконица Сису чувствует большую ответственность перед сородичами, доверившими ей остатки своей магии. В своём путешествии по стране эти две непохожие героини подбирают сирот – поварёнка Буна, малышку Нои, которую опекают три вороватые обезьянки и грозного варвара Тонга, последнего уцелевшего в Хребте. У всех персонажей понятная и доступная мотивация, не оставляющая зрителя равнодушным.
Определённым уважением и сочувствием проникаешься даже к воительнице Клыка Намаари, выступающей в истории неоднозначным антагонистом. Подгоняемая чувством долга перед своими людьми и желанием защитить их от друунов, Намаари идёт по головам, сначала срывая мирные переговоры в Сердце, а после преследуя Райю с целью отнять фрагменты волшебного Камня. При этом вражда между девушками показана с удивительной страстью и напряжением, а схватки, хореография которых, к слову, поставлена весьма добротно, захватывают дух. При этом Намаари не производит впечатление клишированного злодея. Злодеем, по своей сути, она и не является, желая того же, что и Райя, но выбирая более радикальные и эгоистичные средства достижения цели. Поэтому финальное примирение сторон становится не таким уж неожиданным поворотом, зато честным и закономерным итогом затянувшегося конфликта.
С каждым новым мультфильмом студия Дисней демонстрирует развитие новых визуальных технологий. «Райя и последний дракон» не стал исключением, показывая достижения аниматоров на ниве создания воды и водных эффектов. Вода в сюжете играет главную роль, давая жизнь Кумандре и её обитателям, и различные состояния воды здесь показаны с огромным старанием – от капелек дождя и тумана до движения дракона под водой. Не даром аниматоры считают воду и волосы самыми трудно анимируемыми объектами. В «Райе» им пришлось анимировать мохнатого дракона с грацией змеи, движущегося под водой так, чтобы это выглядело красиво и правдоподобно. И, кажется, у Disney получилось одолеть и этот вызов.
Помимо выдающейся анимации хочется отметить и участие Джеймса Ньютона Ховарда в создании саундтрека. Этот талантливый композитор ранее работал с корпорацией лишь трижды – в «Динозавре», «Атлантиде: Затерянном мире» и «Планете сокровищ» и все три раза его музыка становилась украшением истории, создавая особенную атмосферу для мира и происходящих в нём приключений.
«Райя и последний дракон» однозначный триумф студии «Дисней», впервые за долгое время подарившей зрителю анимационное приключение с погонями, схватками и фирменным юмором в антураже Юго-Восточной Азии. Богатый и проработанный мир Кумандры, при желании продюсеров, мог бы обзавестись не одним сиквелом и даже сериалом, благо интересного материала мультфильму хватает. Вероятно, по такому пути «Дисней» и пойдёт в будущем, если «Райя…» окажется коммерчески успешным проектом, в чём не приходится сомневаться, глядя на сборы и рейтинг мультфильма в прокате.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 4 марта