ПУСТОШЬ ТЬМЫ И ЗЛА (THE DARK AND THE WICKED)
2020, США, 95 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Брайан Бертино
В ролях: Марин Айрлэнд, Майкл Эбботт мл., Джули Оливер-Тачстоун, Линн Эндрюс, Том Ноуики, Майкл Загст, Ксандер Беркли
Дьявол, как это водится, кроется в деталях. «Пустошь тьмы и зла», название, может быть, и говорящее (особенно, учитывая оригинальный титл «Тёмные и нечистивые») для истории, в которой на семью, проживающей на ферме в Техасе, обрушивается зло, но не особо двусмысленное. Сценарий ленты нельзя назвать особо тонким; скорее заумным, а вместо тихого, аллюзивного повествования в стиле «Реинкарнации» Астера, которую «Пустошь» ненамеренно копирует в вопросах беспомощности, страданий и эмоциональной связи героев, зритель довольствуется сонным зрелищем. После первых 15 минут просмотра становится ясно, что ничего нового здесь нет: это фильм больше настроения, чем сюжета, впрочем, подобное характерно для хоррор-мейкера Брайна Бертино – автора «Незнакомцев» и «Пересмешника», которые также звёзд с неба не хватали.
На отдалённой ферме в Техасе живёт пожилой мужчина. Ну, как живёт – уже много лет находится на аппарате жизнеобеспечения, так что одной ногой в могиле. Его дети Луиза и Майкл вернулись домой, чтобы проститься с отцом. Мать Вирджиния же, также проживающая на ферме, ведёт себя странно, даже жутко, а вскоре и вовсе вешается. Местный священник намекает брату и сестре, что на ферме открыта дверь для проникновения дьявольских сил.
События фильма разворачиваются на протяжении одной недели, что является очевидной отсылкой к «Сиянию», но ясное ощущение времени разрушается очень быстро. Атмосфера здесь больше нервозная, чем жуткая: по-настоящему гнусной является сцена с нарезание овощей, так сказать, а часть страшных на бумаге моментов превращаются на экране в почти смехотворные. Иными словами, вместо генерации тревоги и угрозы, герои сталкиваются с обыденными, на первый взгляд, вещами, которые под действием атмосферы становится пугающими. Жуткие эпизоды подаются зрителю концентрированно, без пауз между ними, в результате чего можно быстро потерять чувствительность. Их ничем не разбавили: в итоге кромешный, бесконечный поток хоррор-элементов просто приедается. К моменту, когда злые духи вовсю пиршествуют, местный праздник жизни уже воспринимается как должное.
Что касается эстетической стороны и дизайна, то «Пустошь тьмы и зла» полагается на первое слово в своем названии. Фильм будет интересен любителям заброшенных мест и вообще серой тоски. Можно долго спорить о психических наклонностях поклонников подобных фильмов. Вероятно, взгляд на счастливую семью до событий, показанных в «Пустоши», придал бы киноленте совсем другое настроение и усилил сюжетную арку, но создатели с самого начала пошли по пути бесконечного кошмара. Музыка под стать, правда, в ней нет ничего оригинального: звуковые эффекты похожи на рой насекомых, а в остальном – соблюдение тенденций сопровождения хоррора.
«Пустошь тьмы и зла» отвергает условности, и в этом ленте повезло. Тем не менее, беспокойных чувств при просмотре не хватает: пугающие моменты обыденны, а вместо усиления атмосферы постановщик решил усилить кровавые моменты, охватывающие диапазон от эффектных (опять же, сцена нарезания овощей) до странно неуместных. Обстановка работает, но не так, как было задумано: объективизация самых непонятных моментов заставляет вспомнить «Реликвию», другой хоррор 2020 года, только в случае «Пустоши…» отсутствует то, что может повести за собой – эмоциональное ядро.
Егор Рябцев