ПАЛЬМА
2021, Россия-Япония, 110 мин.
Жанр: семейный, драма, комедия
Режиссёр: Александр Домогаров - младший
В ролях: Виктор Добронравов, Леонид Басов, Владимир Ильин, Валерия Федорович, Евгения Дмитриева, Игорь Хрипунов, Павел Майков, Владимир Симонов, Ян Цапник
История овчарки Пальмы в России не менее известна, чем драма японского пса Хатико, прождавшего своего хозяина всю жизнь. В 1974 году нерадивый владелец немецкой овчарки, отправившийся на заработки на север нашей страны, вынужден был бросить своего четвероного друга на взлётной полосе аэропорта «Внуково» из-за отсутствия ветеринарной справки. Овчарка прожила в аэропорту два года, встречая каждый прилетающий ИЛ-18 в надежде встретить хозяина, но тот так и не вернулся. К счастью, история Пальмы получила относительно счастливый финал – собаку забрал себе неравнодушный человек, который смог найти к ней подход. И всё же, история Пальмы – это пример невероятной преданности, которая свойственна, кажется, лишь собакам, но далеко не всем людям.
Первой экранизацией злоключений Пальмы стал документальный фильм «Маленький случай о человеческой доброте», выпущенный в 1978 году. Но уже в 1989 году режиссёр Владимир Хмельницкий снял «На привязи у взлетной полосы», где собаке изменили кличку на Найда, положив начало популярности этого имени для собак на территории Союза. За очередную экранизацию драмы о брошенной собаке взялся Александр Домогаров-младший, известный не только знакомой в кинотеатральных кругах фамилией, но и в качестве актёра и режиссёра. С Александром мы
три года назад вели беседу, приуроченную к выходу его первой полнометражной ленты – хоррора «Пиковая дама: Зазеркалье». В ходе разговора молодой режиссёр упомянул и работу над «Пальмой», съёмками которой буквально грезил. Сегодня «Пальма», наконец-то, вышла в прокат, и мы способны сами оценить старания Домогарова-младшего на ниве семейного кино.
И, должны признаться, вопреки ожиданиям, что нам предложат отечественный эквивалент «Хатико» и бессовестную слёзовыжимательную мелодраму, «Пальма» оказывается по духу и настроению ближе к какому-нибудь «Бетховену», демонстрируя поразительный баланс между комедией и грустным фильмом о брошенной собаке. Во время просмотра, впрочем, слишком много грустить не получится – кажется, это и не было самоцелью скрипта, написанного тандемом сценаристов Екатерины Мавроматис, самого Александра Домогарова-младшего и Евгения Казачкова. Разбавив историю собаки на взлётной полосе драмой маленького Коли, переживающего смерть матери и переезд к малознакомому отцу в Москву из Сверловска, сюжет наполнился глубиной и трогательной душевностью. Дружба двух одиноких существ – мальчика и немецкой овчарки – проходит красной нитью через всю историю, изменяя жизни всех вокруг.
Так Виктор Добронравов тут выступает амбициозным пилотом Лазаревым, грезящим о зарубежных командировках, но оказавшимся не готовым к неожиданному отцовству. Добронравов – хороший актёр, и в «Пальме» он прекрасно отыгрывает строгого, но справедливого героя, вынужденного научиться правильно расставлять приоритеты для себя и своей семьи. Безмерно талантливый, не смотря на юный возраст, Леонид Басов не теряется на фоне более именитых коллег и выдаёт, пожалуй, одну из самых убедительных детских ролей в российском кино. Но не менее хороши и второстепенные персонажи – экзальтированная начальница лётного отряда Журина, сыгранная Евгенией Дмитриевой, добродушный техник Тихонов с лицом Владимира Ильина, второй пилот Красилов (одна из лучших ролей Павла Майкова). Все персонажи получились объёмными и проработанными, и самое главное – не однозначными, принимающими очень спорные решения. Словом, живыми и почти настоящими. Это касается и героя Яна Цапника – Игоря Польского – хозяина Пальмы, которого при всём желании не получается воспринимать в качестве антагониста. Условным злодеем здесь мог бы выступать начальник службы безопасности Голиков, роль которого сыграл Игорь Хрипунов, но персонаж этот получился скорее трагикомичным, этаким неудачником с синдромом вахтёра, которого каждый раз обставляет слишком сообразительный пёс.
О самой Пальме, роль которой досталась десятилетней немецкой овчарке Лили, хочется сказать особо. Это потрясающая собака, своей выразительностью затыкающая за пояс многих людей-актёров. Работать с животными в кино всегда сложно, особенно, когда животное – центральный персонаж истории. В Голливуде давно решили эту проблему просто – начали рисовать животных на компьютере, ограничивая участие настоящих зверей в кадре. Как результат, выходит что-то вроде прошлогоднего «Зова предков», где сопереживать анимированному псу при всём желании не получается так, как настоящему. Пальма в ленте Домогарова-младшего – на 100% настоящая собака, демонстрирующая незаурядные актёрские способности благодаря работе дрессировщиков. И вот эти самые дрессировщики заслуживают отдельной похвалы.
Другим неоспоримым плюсом «Пальмы» является её саундтрек авторства Ивана Бурляева, Константина Куприянова и Дмитрия Носкова. Музыка в фильме экспрессивная и создающая настроение в кадре, что довольно редко для российского кино, где музыка чаще играет роль фонового наполнения, чем полноценного элемента композиции. Музыкальное сопровождение – ещё одна приятная параллель с уже упомянутым «Бетховеном» Брайана Леванта, формирующая эффект локального семейного приключения.
«Пальма» – это превосходная семейная картина, которая найдёт отклик в сердцах зрителей любого возраста. История любви, верности и взаимопомощи, берущая за основу драматические события прошлого, но строящая на ней нечто совершенно новое. Удачный актёрский состав, умница-овчарка в кадре и неподдельные эмоции делают «Пальму» Домогарова-младшего выдающейся среди фильмов этого жанра в России и во многом превосходит западные аналоги.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 18 марта