БАТЯ
2020, Россия, 76 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Дмитрий Ефимович
В ролях: Владимир Вдовиченков, Андрей Андреев, Елена Лядова, Стас Старовойтов, Надежда Михалкова, Диана Енакаева, Михаил Орлов
Новая комедия от Дмитрия Ефимовича подкупает уже своим постером, где во всей своей грубой привлекательности изображен суровый Владимир Вдовиченков в майке-алкашке и олимпийке на фоне пёстрого ковра, какие 30 лет назад висели в каждой советской/российской квартире и считались признаком достатка и роскоши (ага, щаз). Сразу видно, кто здесь настоящий батя. Где-то на постере ещё есть и мелкий пацан, но тут даже его голова полностью не поместилась, что ясно даёт понять – история всё-таки не о нём. Или о нём?
Формально, Макс-ребёнок и Макс-взрослый – один из главных персонажей, наравне с самим Батей-Вдовиченковым, но как бы Андрей Андреев, сыгравший пацана, и Стас Старовойтов, исполнивший повзрослевшего сына, ни старались, весь фильм крадёт именно Вдовиченков. Причём, Старовойтову ещё повезло, что общих сцен у них буквально одна и «конкурировать» в кадре он должен лишь с совершенно никакой Надеждой Михалковой и парой омерзительных – или это уже обыкновенные? – детей, которые только и делают, что раздражают своим поведением. Десятилетнему Андрею Андрееву пришлось тяжелее – он постоянно под «присмотром» Вдовиченкова, но вопреки своему возрасту выглядит молодцом, держит удар за ударом (а надо понимать, что по сюжету ему приходится выступать своеобразной «боксёрской грушей» для отца-воспитателя) – в общем, видно, что растёт настоящий мужик. Странно, что в итоге из него получился такой мягкотелый Макс с лицом Старовойтова, ну да ладно. Как известно, вся жизнь закольцована: трудные времена создают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых людей, а слабые люди создают трудные времена. Если эта мудрость верна, то отпрыскам Макса времена предстоят непростые.
Дмитрий Ефимович имеет неплохой опыт в создании комедийных скетчей, успев поработать и в «Comedy Club», и в «Нашей Russia», и в «Большой разнице», и, простихосподи, в «Comedy Woman». Не всеми этим работами можно гордиться, но по крайней мере, кое-какое представление о том, как надо смешить людей в малой форме, Дмитрий получил. А «Батя» изначально и задумывался мини-сериалом, заточенным под You-Tube, с двухминутными сериями, обыгрывающими ту или иную ситуацию из сурового воспитания детей 90-х. И вот этот двухминутный формат проглядывает сквозь едва-едва полнометражный (76 минут с титрами) прикид довольно явственно. Простенькое роуд-муви отдельно взятой московской семьи с парочкой капризных детей на юбилей к дедушке, который не очень-то хочет с кем-то общаться, то и дело прерывается вьетнамскими флэшбеками номинального главы семейства по строгим педагогическим приёмам, которым подвергался в детстве. Ну а зритель может сравнить тот самый советский хардкор с «тепличным» психологическим подходом современности. А там уж ужаснуться, если зритель молодой, или поностальгировать – «если вам немного за 30».
Справедливости ради, хорошо, что флэшбеков в «Бате» так много, потому что только ради них и стоит смотреть это кино. Все они довольно жизненные и распространённые, а некоторые – даже смешные. Отношения в той, старой семье, при всём внешнем пофигизме бати, такие ламповые и тёплые, что даже как-то не бросается в глаза, что мать осталась где-то за кадром (Елена Лядова получила лишь 20 секунд экранного времени). Ситуации знакомые, почти про все из них можно сказать «да, вот так оно и было». А современная семья особых чувств, кроме раздражения, не вызывает: только ссоры на пустом месте, взаимные упрёки и попытки обмануть.
Было ли сравнение «тогда» и «сейчас» одной из целей режиссёра, доподлинно неизвестно, но получилось оно достаточно наглядным. И, возможно, в силу возраста и пресловутого чувства ностальгии и едва ли даже не стокгольского синдрома, хочется защищать героя Вдовиченкова той самой фразой «Не мы такие, жизнь такая». Времена были сложные, родители крутились, а дети зачастую росли как сорняки. Некоторые такие «бати» просто спивались, не давая своим детям вообще ничего. Так что герой Вдовиченкова явно не пример для подражания и далеко не идеальный отец, но у этого алкоголика есть своя правда, за которую он достоин определённого уважения. А создатели достойны уважения за эту порцию ностальгии. Но в следующий раз, пожалуйста, продумайте концепт до конца и не сливайте так безбожно финал.
Человек по своей природе старается забыть плохое, а память услужливо сохраняет самые лучшие воспоминания, постепенно идеализируя их. Поэтому-то наше детство – самое лучшее. И не важно, в девяностые оно прошло, в нулевые или в десятые. А батя – это всегда батя. Даже если прикладывается к бутылке или достаёт ремень.
Игорь Талалаев
В кинотеатрах с 23 февраля