РОЗОВОЕ ОБЛАКО (A NUVEM ROSA)
2021, Бразилия, 105 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Юли Жербази
В ролях: Рената де Лелис, Эдуардо Мендонса
Два действующих лица – пара одной бурной ночи. Нетрезвый и постыдный поступок, о котором никто из участников не захотел бы вспоминать за семейными ужинами следующего вечера. Но непреодолимая внешняя сила в виде облаков цвета стеснительных щёк мизантропа набрасывает на ещё похмельные головы героев непроницаемый стеклянный купол вынужденного совместного быта. У каждого по ту сторону импровизированной тюрьмы остаются свои планы на жизнь и родные люди, но вот угораздило же. Завязка, в которой нас для пущего эффекта познакомят с рядом второстепенных героев (упомянутыми родными людьми), сулит гнетущий и болезненный зрительский опыт. Однако эти негласные обещания сдерживаются создателями весьма условно.
Лента довольно уверенно сворачивает скорее в сторону аккуратного социологизма, нежели психологизма как источника крепкой межличностной драмы. Ситуации, в которые попадает каждый из набора персонажей, как и метаморфозы их взаимоотношений, обнажающие те или иные проблемы социума в экстремальных условиях, без особого труда предвосхищаются и очень вяло при этом эскалируются. Часть возникающих трудностей и вовсе упоминаются как бы мимоходом и крайне непринужденно разрешаются практически сами собой, отнимая у фильма значительный драматический потенциал.
Герои «живые» и выразительные, их переживания и обречённость считываются даже без слов. Истории же не хватает острых краёв и режущихся об эти края до самого мяса персонажей. Недостаток «стекла» в свою очередь сильно сказывается на восприятии ленты, заставляя скучать практически всю вторую половину хронометража. Даже концовка, наверняка задуманная если не шокировать, то хотя бы врезаться в память, скорее представляет собой холостой выстрел одного из развешенных в экспозиции ружей. Возможно, для европейцев такая кротость была бы объяснима, но от бразильцев невольно ожидаешь почти нестерпимого накала страстей.
Растраченные возможности сюжетного построения ощутимо воздействуют на итоговое послевкусие любопытных режиссерской и актёрских работ. «Розовое облако» в меньшей степени камерная драма и в большей поверхностное исследование человеческой природы в обстоятельствах глухой изоляции, которое слишком боится рубить с плеча.
Егор Пичугов
В кинотеатрах с 1 апреля