Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Снега больше не будет
Автор: Антон СмирновДата: 06.04.2021 13:41
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ (SNIEGU JUZ NIGDY NIE BEDZIE)
2020, Польша-Германия, 113 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёры: Малгожата Шумовска, Михал Энглерт
В ролях: Алек Утгофф, Майя Осташевска, Агата Кулеша, Катажина Фигура, Вероника Розати, Лукаш Симлат


В элитном коттеджном поселке появляется загадочный иммигрант из Украины Женя, предоставляющий скучающим богачам услуги массажиста. Об этом молчаливом и добром здоровяке известно немного – он родом из Припяти, после аварии на Чернобыльской АЭС потерял маму, скончавшуюся от лучевой болезни, утверждает, что говорит на всех языках мира, болеет за донецкий «Шахтер» и иногда хорошо танцует. А ещё обладает даром гипноза и почти фантастическими целительскими способностями, из-за чего после сеансов его массажа люди чувствуют, будто заново родились.

После неудачного эксперимента на Западе с чужими сценариями на тему модных социальных веяний, представленного занудной, хотя и красивой драмой «Приди ко мне», Шумовска благоразумно вернулась на родину. В компании с бывшим мужем, сценаристом, продюсером и оператором Михалом Энглертом она сняла одну из своих лучших картин, в которой мы сполна узнаем основные отличительные черты этой весьма небанальной польской постановщицы – нотки магического реализма, лёгкий ситуативный юмор, едкие зарисовки современного социума и сложная жанровая принадлежность.

Поначалу может показаться, что Шумовска намешала в фильм слишком много всего, и большинство тех самых «чеховских» ружей отказывается стрелять. Но, когда кино подходит к концу, ощущения невнятицы, недосказанности или перегруженности совершенно не наблюдается, хотя чётко сформулировать впечатления и мысли от него поначалу несколько сложно. «Снега больше не будет», как и сеансы гипноза клиентов Жени (известный по третьему сезону «Очень странных дел» украинец Алек Утгофф), представленные красивейшими сюрреалистическими мизансценами, когда мы не можем понять, находятся персонажи в лесу, залитом лунным светом, либо это чаща заполнена водой, в которой преломляются лучи, воспринимается прежде всего на подсознательном уровне.

Именно язык ассоциаций, аллюзий и иносказаний позволяет понять, что энигматичный герой может трактоваться как след, оставленный на этой Земле травмой прошлого, и пока элитное общество, запутавшееся в своих комплексах и желаниях, стремится превратиться в картинную западную буржуазию, эдакий польский Степфорд, как раз только Женя, кого коснулась всемирная трагедия (как шутит один из героев, «ты теперь радиоактивный?»), пришёл в этот пластмассовый мир не ради злобы и мести, а ради исцеления душ.

Это кино — словно фон Триер, из которого убрали эпатаж, и Тарковский, в которого добавили лёгкости и юмора. Такие вещи вряд ли собирают полные кинозалы, но хочется думать, что фильм все же найдёт своего зрителя, поскольку он наполняет экран какой-то необъяснимой магией, иррациональностью, душевностью и особой притягательностью, когда после финальной фразы «последний снег в Европе выпадет в 2025 году» не возникает неприятного WTF-чувства, будто твой мозг в очередной раз поимели снобы-фестивальщики, а остаётся томное послевкусие, заставляющее вспоминать, осмыслять и анализировать увиденное.


Антон Смирнов

В кинотеатрах с 18 марта
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 587 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio