ПОРОЧНАЯ СВЯЗЬ (LACCI)
2020, Италия-Франция, 100 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Даниэле Лукетти
В ролях: Альба Рорвахер, Луиджи Ло Кашио, Лаура Моранте, Сильвио Орландо, Линда Кариди
Новый фильм опытного итальянского постановщика Даниэле Лукетти открывал Венецианский кинофестиваль. В российском прокате картина появилась спустя чуть больше полугода и отчего-то получила название «Порочная связь». (в оригинале – «Связи»). Поэтому если ничего не знать о ленте, велик шанс обмануться – перед нами типичная семейная драма, а вовсе не эротический триллер, как может показаться поначалу.
В центре сюжета – муж и жена и их растянувшиеся на долгие годы проблемы во взаимоотношениях. Интеллигентный Альдо, которого в разном возрасте играют Луиджи Ло Кашио («Свет моих очей») и известный по сериалам «Молодой Папа» и «Новый Папа» Сильвио Орландо, работает на радио. Импульсивная Ванда, в образе которой блистают одна из лучших итальянских актрис своего поколения Альба Рорвахер («Идеальные незнакомцы», «Счастливый Лазарь») и многоопытная Лаура Моранте (сериал «Марко Поло»), ведёт домашнее хозяйство.
Они воспитывают двух детей: мальчика и девочку. Со стороны супруги выглядят едва ли не идеальной парой. Но всё разрастающаяся трещина в их отношениях всё больше и больше отравляет их жизни.
Сюжетная первооснова картины – роман Доменико Старноне «Фамильный узел». События истории развиваются в 80-е и в наше время в солнечном Неаполе и в суетливом Риме.
Выбор временной эпохи – средство, а не цель. Лукетти пытается показать то, как меняются (или не меняются совсем) люди с течением времени. Город, его ритм и голос, общество и явления не интересуют режиссёра. Всё внимание автора сосредоточено на главных героях. Лишь пару раз он помещает в центр сюжета любовницу Альдо Лидию (Линда Кариди) и детей протагонистов.
От этого фильм превращается в неторопливое театрализованное действо. Здесь нет ни тонких метафор, ни изящных визуальных решений. «Порочная связь» держится на диалогах и актёрах. Нетрудно углядеть сходство картины с относительно недавней «Брачной историей» (позже переименованной в РФ в «Историю о супружестве») Ноа Баумбака и проверенной годами «Крамер против Крамера» Роберта Бентона.
Главное внешнее отличие драмы Лукетти от этих произведений – нелинейное повествование. Зрителю предстоит, словно мозаику, собрать историю ссор, расставаний и воссоединений Ванды и Альдо. То отправляясь в прошлое, то попадая в настоящее, то смотря на события глазами выросших детей персонажей, можно прийти к нехитрому выводу – судьбы нет, а смысл кроется в ничего, на первый взгляд, не значащих деталях.
С другой стороны, как бы авторы фильма не пытались нас убедить в том, что за размолвками и спорами мужа и жены скрывается какая-то страшная тайна, на поверку всё оказывается намного проще. Акцент на отдельных сценах – явная попытка создать напряжение. Глубины работ Баумбака и Бентона в работе Лукетти нет.
За чередой однообразных, почти ничего не несущих в себе диалогов оказывается заурядная разговорная драма о столкнувшихся с тяжёлым дыханием жизни слабовольных людях. Драма, в которой, собственно, драмы почти и нет.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 22 апреля