Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Отец
Автор: Анастасия ИвахноваДата: 15.05.2021 14:59
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОТЕЦ (THE FATHER)

2020, Великобритания-Франция, 97 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Флориан Зеллер
В ролях: Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс, Оливия Уильямс, Имоджен Путс, Руфус Сьюэлл, Айеша Дхаркер


Энтони, несмотря на свой преклонный возраст, ещё довольно крепок, и, вроде бы, неплохо держится, но вот, увы, полноценно позаботиться о себе уже не в состоянии. По крайней мере, так считает его дочь, Энн. Она забирает отца к себе, однако, это лишь временная мера. После развода у женщины наконец-то начала налаживаться личная жизнь, но её бойфренд живёт в Париже и она планирует переехать к нему. Идея нанять сиделку кажется вполне разумной, вот только вздорный характер старика не даёт ему ужиться практически ни с кем. Да и память его подводит всё чаще – путаются события, их время и место, а чужие люди утверждают, что они близкие родственники. В мире, где нельзя положиться даже на себя, подозрительность Энтони начинает граничить с паранойей, и стремление дочери решить проблему с жильём кажется хитрым планом по устранению отца раз и навсегда. Или не кажется.

Флориан Зеллер начал свой творческий путь как писатель, но несмотря на успех (один из его романов выдвигался на Гонкуровскую премию), довольно скоро переквалифицировался в драматурги. Его пьесы оказались не менее талантливыми, особенно была отмечена критиками трилогия о семейных отношениях «Мать», «Отец» и «Сын», причём «Отца» называют лучшей пьесой последнего десятилетия. Неудивительно, что с такими заслугами Зеллеру удалось ангажировать в свою экранизацию таких звёзд как Энтони Хопкинс и Оливия Колман, для которых эти роли стали бенефисными, а Хопкинс получил второго в своей актёрской карьере «Оскара».

Перенос действия со сцены на киноэкран определённо удался – театрализованность никуда не делась, но помещение персонажей в ограниченное пространство видится скорее осознанным режиссёрским ходом, чем вынужденной необходимостью. Зеллер предлагает зрителю посмотреть на мир глазами восьмидесятилетнего старика с начинающейся деменцией: практически не выходящего из дома, потерявшего счёт дням, заточённого в лабиринте собственных иллюзий, когда даже лицо дочери перестаёт быть узнаваемым, и фантазий, где давно умершие всё ещё живы. Неуловимо и непредсказуемо меняется внешность давних и недавних знакомцев, расстановка мебели, вид из окна, и от этого главный герой тоже начинает пугать – неспособностью трезво оценить происходящее вокруг и уверенностью в собственной нормальности. Режиссёр умело манипулирует глубинным человеческим страхом потерять контроль над своей жизнью, заблудиться в закоулках подсознания, расставляя ловушки из слов, предметов и эпизодов, лишая своего героя какой-либо свободы воли и возможности действовать самостоятельно. И не случайно у Энтони постоянно пропадают часы – кажется, ещё чуть-чуть, и стрелки и вовсе побегут в обратном направлении, ведь даже счёт времени уже практически безвозвратно потерян.

И тем обиднее, когда после полутора часов впечатляющего перформанса, балансирующего между семейной драмой и захватывающим триллером, Зеллер одним движением разрубает так тщательно сплетённую паутину из обрывков диалогов, невысказанных чувств и алогичных событий. Упорядочивание хаоса – процесс бессмысленный и неблагодарный, и желание автора привести произошедшее к одному, всем понятному, знаменателю практически сводит на нет всю остроту проблематики, примитивизируя человеческую трагедию до банального медицинского кейса со случайным пациентом, интересным своим диагнозом, а не личностью. При этом режиссёр продолжает манипулировать сознанием зрителя, нажимая все возможные кнопки одновременно, однако, как обычно и бывает в таких случаях, это не срабатывает, и производит эффект, обратный задуманному. Финал мгновенно дистанцирует от рассказанной истории, низводя фильм до банальности, что старость порой бывает особенно жуткой. Впрочем, возможно, большей части аудитории и этого предостаточно.


Анастасия Ивахнова

В кинотеатрах с 15 апреля
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 242 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio