КИСЛОРОД (OXYGENE)
2021, Франция-США, 101 мин.
Жанр: научно-фантастический триллер
Режиссёр: Александр Ажа
В ролях: Мелани Лоран, Матьё Амальрик, Малик Зиди, Эрик-Эрсон Макарель, Лаура Бужена
Кромешная тьма. Вдруг тревожные высокотехнологичные звуки и мигание настораживающих красных огней нарушают эту идиллию. От сковывающих нитей причудливого псевдосавана пытается избавиться человек. Жадно глотая воздух через некомфортную ткань и, словно заново рождаясь на свет, в центре кадра появляется растерянная блондинка, которая не имеет ни малейшего понятия, кто она такая и как оказалась заперта в футуристическом гробу. Этот вполне уютный гробик оказывается навороченной многофункциональной криокапсулой с бортовым искусственным интеллектом M.I.L.O (не HAL 9000, и на том спасибо), доступом к безлимитному интернету и бесплатным звонкам по межгороду. Теперь женщине предстоит выяснить причину её пребывания в этом странном месте, что усложняет стремительно снижающийся и без того невысокий уровень кислорода.
Французский хоррор/триллермейкер Александр Ажа полтора десятка лет назад ворвался в Голливуд дерзким ремейком каннибального слэшера «У холмов есть глаза», перед этим отметившись у себя на родине жёсткой «Кровавой жатвой». Уже тогда было ясно, что парень умеет снимать крепкое жанровое кино, способное вырабатывать чистейший саспенс и кровопускательный драйв, а его недавний аллигаторсплотейшн «Капкан» только подтвердил это. «Кислород», который Ажа изначально планировал только продюсировать, оказался ещё одним примером того, как можно держать зрителя в напряжении все полтора часа, атакуя любопытными мини-твистами разной степени (не)предсказуемости. Но наиболее интересным ходом здесь становится добавление в камерный клаустрофобный триллер (с элементами хоррора) научно-фантастического сеттинга в финальном акте. Не то чтобы это было как гром среди ясного неба, но твист поддал масштаба истории, повысил ставки, предоставил бэкграунд для философского подтекста.
В то время как героиня Мелани Лоран по имени Элизабет (по немыслимому совпадению на постере подозрительно напоминающая Элизабет Мосс) тщетно пытается контролировать неподдающийся «дрессировке» ИИ с медузоподобным неоновым интерфейсом, последний при первой же возможности так и норовит вколоть «погребенной заживо» успокоительное. Собирая кусочки пазла из обрывков воспоминаний и википедийных данных о своей профессиональной и личной жизни, любезно предоставленных M.I.L.O, Лиз в итоге приходит к обескураживающему (на самом деле нет) выводу. Здесь-то и наступает переломный момент сюжета: как жаль, что затем авторы фильма буквально всё разжёвывают и не оставляют места для каких-либо загадок или недосказанностей. В противном случае могла получиться поистине выдающаяся фантастика вместо высококачественного пустяка. Условно говоря, лента самоуверенно берет кубриковский разгон, но вот финальный удар совершает на уровне какого-нибудь «Титана» с Сэмом Уортингтоном, что, впрочем, не способно испортить общего впечатления.
Очень здорово, что трейлер не разоблачил сюжетные козыри «Кислорода», как и эта рецензия не позволит себе озвучить хоть сколь-либо значимый спойлер, чтобы не испортить просмотр зрителям. И даже несмотря на то, что далеко не каждое сценарное решение здесь выглядит свежо и непредсказуемо, а финальный кадр слишком утопичен, чтобы вызвать нужную эмоцию, создателям удаётся держать хорошую динамику и планку напряжения, при этом совершая эффектные кругообороты камеры и даже пытаясь вдарить какой-никакой драматургией.
Денис Федорук
На Netflix с 12 мая