НЕУДАЧНЫЙ ТРАХ, ИЛИ БЕЗУМНОЕ ПОРНО
(BABARDEALA CU BUCLUC SAU PORNO BALAMUC)
2021, Румыния-Хорватия-Чехия-Люксембург, 106 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Раду Жуде
В ролях: Катя Паскарю, Клаудия Иеремия, Олимпия Малаи, Никодим Унгуряну, Александру Поточан, Анди Васлуяну, Габриел Спахиу
Белоруссия, 2021 год. Во времена общественных протестов, прошедших после государственных выборов президента, в рамках фестиваля европейского кино показывают предпоследнюю работу Жуде – «Заглавными буквами» о мальчике, написавшем в общественных местах ряд протестных слоганов с требованием свободы, демократизации и улучшением продовольственного снабжения. Перед показом Раду приветствует зал в своём фирменном стиле, рассказывая, как на улице медленно тает снег – белизну постепенно меняет грязь, что неизбежно в связи с приходом весны. После сеанса, где-то с задних рядов слышится «Жыве Беларусь!» – зал вмиг «Жыве!», затем все расходятся.
Спустя полтора месяца режиссёр забирает главный приз Берлинского кинофестиваля с «Неудачным трахом…» – зеркалом ковидного периода, большинство персонажей которого скрывают лица за масками. На этот раз главным героем становиться школьная учительница, чьи интимные видео попали в сети и были увидены учениками, а позже из их уст переданы родителям. В столь неоднозначной картине Жуде даёт определение слову «кинематограф», сравнивая его с медным щитом, подаренным Афиной Персею, сразившему Медузу Горгону. Ленты режиссёра – откровенная, без сглаженных углов, критика современной Румынии, отражённой через её историю, которую можно переложить на ряд других стран.
Трудно точно определить жанр его работ – фильмы конструируются из документальной хроники, литературных эпиграфов, совмещённых с «живой» съёмкой, наполненной рядом необычных приёмов. В «Буквах», Жуде прибегает к театральной сцене – его герои становятся участниками постановки, а «Неудачный трах, или Безумное порно» состоит из нескольких глав, одна из которых «личный» словарик, где постановщик высмеивает румынскую историю, СМИ и общественную жизнь, прибегая к чёрному юмора, и ряду картинок, а также включает в себя три разные концовки.
Первая главу можно назвать «побег», сразу после открывающейся сцены, где нам показывают откровенную порнографию, Жуде через «бегущую» героиню знакомит нас с будничным Бухарестом. Это напоминает ещё одного лауреата Берлинского кинофестиваля – «Женщина, которая убежала» в котором героиня после расставания с мужем (впервые за несколько лет) отправилась бродить по городу, параллельно разговаривая со своим подругами обо всём на свете.
Вторая глава – «словарь»; здесь зрители узнают, что «минет» – одно из самых популярных слов в румынских словарях, а «дети» – это заключённые собственных родителей. Завершает свою новую картину Жуде школьным собранием, где родители судят нашу героиню – от спокойной беседы оно перерастает в безумный разговор, имеющий несколько концовок. Таким образом, режиссёр искажает свою историю, давая обдумать её зрителю самостоятельно. Что правильно: спокойно разойтись, забыв про эту ситуацию, «наказать» учительницу или же просто сойти с ума? Довольно забавно, что героиня преподаёт историю – ещё один смешок, или же безумная ирония?
Выйдя из румынской новой волны, режиссёр далеко отошёл от коллег, сформировав свой уникальный стиль. Его фильмы обладают сумасшедшей динамикой и обращают внимание на современность, затрагивая её самые болезненные точки. «Неудачный трах…» – кино своего времени, в меру радикальное и откровенное, очередной фестивальный хит, который, кажется, совсем не требует зрительских симпатий.
Максим Клейн