ЗАСТУПНИК (THE MARKSMAN)
2020, США, 108 мин.
Жанр: боевик, криминал, триллер
Режиссёр: Роберт Лоренц
В ролях: Лиам Нисон, Кэтрин Уинник, Хуан Пабло Раба, Тереса Руис, Джейкоб Перес, Гарри Мальдонадо, Альфредо Куирос
Уже традиция: раз в год выходит фильм, в котором престарелого дедушку Лиама Нисона вооружают и чем-то обижают. В этом году таким проектом стал «Заступник». Характерный типаж героя боевика с лицом Нисона может привести как к сильным фильмам, типа «Схватки», так и к довольно посредственным, в стиле «Честного вора», «Снегоуборщика», «Пассажира», «Ночного беглеца» или «Неизвестного». «Заступник» относится скорее ко второй категории, хотя над кинолентой нависает тень всемогущего Клинта Иствуда. История седовласого вдовца, который нехотя вызывается доставить мексиканского сироту из Аризоны в Чикаго, преследуемый убийцами из наркокартеля, больше похожа именно на творение жанра вестерн. При этом, увы, почти всё содержание «Заступника», от меняющегося на глазах зрителя мизантропа до общего взгляда на проблемы мигрантов в этой вашей загнивающей Америке, выглядит фальшиво: словно все эти лирические элементы, разворачивающиеся по ту сторону основной сюжетной линии, добавили по наитию.
Итак, юный Мигель и его мать Роза вынуждены бежать из Мексики после того, как брат Розы неосмотрительно украл у картеля наркоденьги. Мама и сын пересекают границу и оказывают на землях скотовода Джима – ветерана войны во Вьетнаме. Сперва Джим добросовестно сдаёт нарушителей пограничникам, но после смерти Розы, понимая, что Мигелю грозит опасность, бывший снайпер решает отвезти мальчика в Чикаго. Коррумпированные копы, обычные копы и мексиканские эль бандитос следуют за ними по пятам.
Между перестрелками и погонями, сценаристы пытаются установить маловероятную связь ковбоя-мизерабля и мальчика-мексиканца. На этой конкретной сюжетной линии «Заступник» начинает здорово буксовать: призрак «Логана» и иже с ними витают где-то поблизости, но Джим и Мигель – личности не самые обаятельные. Дело в том, что у суррогатного папы недостаточно сольного экранного времени, а Мигель слишком непоследователен в своих действиях: вот он обвиняет Джима в смерти матери, а вот пожевал с ним шашлыка на костре – и уже не винит. Как бы легко ни было принять позицию ребёнка, «Заступник» попросту опускает нюансы взаимоотношений, из-за чего лента превращает в типичное жанровое упражнение.
Личности также не получают должного раскрытия. Джиму достаточно несколько раз глотнуть алкоголя, приподнять бровь и выругаться, чтобы мы поняли: вот она, сломленная, суровая личность. Мигель же стонет, что он «не хотел оказаться в этой глупой стране». Тем не менее, ни одна из этих черт не исследуется дальше, чем того требуют боевые сцены. «Заступник» разочаровывает своей примитивной эстетикой, хотя, следует признать, временами находит обходные пути на территорию настоящего, современного вестерна.
Экшн чистый, музыка мелодичная, цветовая палитра приглушённая, однако, чего-то не хватает. Вероятно, за всем шумом и суетой сценария «Заступника» в нём мало чего оригинального: глазу не за что зацепиться. Неовестерн о мужчине, вынужденном взять закон в своей руки, мог бы обладать определённой долей символизма, но в формате «Заступника» ему это не удаётся – кинематографическая вендетта теряет ощущение реализма и к тому времени, когда сюжет закономерно приходит к эклектическому (и даже поэтическому) финалу, шаблонность мышления авторов видна невооружённым взглядом, поскольку их проект забывается почти сразу же после просмотра.
Егор Рябцев