БЕЗ ЖАЛОСТИ (WITHOUT REMORSE)
2021, США, 109 мин.
Жанр: боевик, драма, криминал
Режиссёр: Стефано Соллима
В ролях: Майкл Б. Джордан, Джоди Тёрнер-Смит, Джейми Белл, Гай Пирс, Лорен Лондон, Джейкоб Скипио, Тодд Ласанс
Технически фильм «Без жалости» называется, кхм, «Том Клэнси представляет: Без жалости». Почивший старик-писатель был настоящим ветераном шпионского жанра, и окончательная версия фильма вышла вполне в его духе. Тем не менее, в наши дни это выглядит достаточно наивно: как видно из названия, «Без жалости» является как будто экранизацией бестселлера 1993 года, а на деле – произведением по мотивам. Геополитическое маневрирование – вещь сложная, особенно в наши дни, а героям Клэнси сегодня, кажется, некуда приткнуться: в лучшем случае персонажи обитают в собственной вселенной флегматичного боевика конца 80-хх – начала 90-хх, сталкиваясь как с пресловутыми злыми русскими, так и с предсказуемыми поворотами сюжета в третьем акте.
Фильм начинается с войны в Сирии. Группа спецназа во главе с закалённой в боях Карен Грир и старшиной Джоном Келли выполняет приказы нечистого ЦРУшника Роберта Риттера. Их миссия – спасение заложников, но вскоре выясняется, что «исламские террористы» и работающие на них наёмники на самом деле – русские солдаты. Американские оперативники убивают русских, после чего взрывают склады боеприпасов. Несколько месяцев спустя Россия руками ФСБшников начинает устранять американцев – участников той самой операции одного за другим. Под раздачу попадает и Келли с его молодой беременной женой. Джон, тем не менее, выживает, и начинает мстить. Как говорится, «мстя его страшна»: заручившись поддержкой Грир и министра обороны, Келли направляется аж в Мурманск для поисков виновников гибели его семьи.
Кажется, что экранизация сжатая и значительно упрощает сюжетные моменты первоисточника. Виден потенциал материала: двух часов для его раскрытия явно не хватает. Да, даже если учесть наивность произведений Клэнси на сегодняшний день, заметен креатив: историю переработали и добавили актуальную повестку, но это не спасает повествование. Большая часть «Без жалости» представляет собой стандартный боевик с элементами триллера, этакую версию триллера про суперагента Борна, заигрывающую с темами коррупции в правительстве США и ударами в спину. Особо проблематичен финал – сюжетный поворот виден заранее чуть ли не из космоса, а невнятная сцена после титров, которая призвана породить последующую франшизу на тему Rainbow Six, не связывает все сюжетные линии воедино. Таким образом, «Без жалости» выходит кинолентой поспешной и небрежной: как только импульс повествования замедляется, банальность мира Джона Келли в целом и его личности в частности становится особенно заметна.
Вся убедительная привлекательность «Без жалости» кроется в харизме Майкла Б. Джордана – исполнителя ведущей роли. Даже если закрыть глаза, что он иногда потакает слепому мачизму сценария, Джордан всё равно оправдывает свой талант: данная роль героя боевика действительно подходит молодому актёру, который находится на подъёме карьеры. Артист работает с не самым лучшим материалом, оживляя его, и демонстрирует способность как к демонстрации тоски, так и к определённой игривости. Остальные актёры звёзд с неба не хватают: Джейми Белл, кажется, играет самого себя, ну или знакомый типаж скользкого спецагента, а с характером Гая Пирса всё становится ясно уже при его первом появлении.
Несмотря на мусолящуюся в новостях тему новой холодной войны, «Без жалости» не выглядит фильмом, снятым к актуальной повестке. Скорее это более гиперболизированное зрелище: пока «жареная» тема находится «на коне», Голливуд плодит тематические фильмы. Это палка о двух концах – в своё время миллениалы не оценили «Джек Райан: Теория хаоса», а отдельные фильмы вообще стали притчей во языцех. Кажется, к ним присоединится и «Без жалости». Если бы не развесистая «клюква», то это был бы стандартный боевик, временами полагающийся на креативные решения. Не то, чтобы «Без жалости» был провальным, нет. Просто лента почти полностью лишена интриги или эмоциональной текстуры, которые можно ожидать от проекта о бывшем оперативнике, желающем отомстить за смерть беременной жены. Так или иначе, приняв во внимание, что главные герои боевиков в принципе уклоняются от эмоций, чтобы не показаться слишком чувствительными, «Без жалости» готов добавить в повествование человечность, гнев, горе, нигилизм и, конечно же, политические нотки, затмевающие вполне стандартный и скучноватый боевик.
Егор Рябцев