УВИДЕННОЕ И УСЛЫШАННОЕ (THINGS HEARD & SEEN)
2021, США, 121 мин.
Жанр: драма, фэнтези
Режиссёры: Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини
В ролях: Аманда Сайфред, Джеймс Нортон, Наталия Дайер, Алекс Нюстадтер, Рэй Сихорн, Майкл О’Киф, Карен Аллен
«Увиденное и услышанное», новый хоррор-проект от Netflix, пытается задать верную атмосферу с самого начала хотя бы потому, что открывается сие творение цитатой заумного христианского богослова XVII века Эммануила Сведенборга. Звучит многообещающе, но на деле создатели «Увиденного и услышанного» оказались «себе на уме». Настойчивое убеждение открывающей цитаты «то, что творится на небесах, куда реальнее того, что происходит на Земле» является лейтмотивом фильма: претенциозность, погоняющая заумные «откровения» о сути абьюзивных отношений, в конечном счёте увядает в вялых приёмах фильма ужасов, достойных какого-нибудь особо неуверенного в себе спин-оффа «Заклятия».
Мистер Джордж Клэр и его супруга Кэтрин, а также их маленькая дочь переезжают с модного Манхэттена 1980-х в маленький городок, буквально на старую ферму. Кэтрин – талантливая художница, хотя и прозябает в качестве домохозяйки, а вот Джордж получает возможность карьерного роста в качестве профессора в провинциальном университете. Вскоре Кэтрин выясняет, что в её новом доме обитают призраки: проявление духов удивительным образом совпадает со вскрытием трещин в браке семейной пары.
Большая часть сюжета подаётся именно с точки зрения Кэтрин, пытающейся разузнать подробности о бывших жильцах их нового дома. Все инциденты, от нахождения таинственных подсказок до более откровенных воплощений паранормальных сущностей, состоят из знакомых кинематографических приёмов. Кажется, что создатели опасались слишком сильно закрутить гайки хоррора, поэтому большую часть своей картины оставались на территории более комфортной для них мелодрамы: вот вам и новый романтический интерес для Кэтрин в лице разнорабочего из соседнего дома, вот – откровенный адюльтер Джорджа, а здесь – громкое выяснение отношений. Акцент на сверхъестественной сущности минимален, расследование Кэтрин подробностей тёмного прошлого дома становится в какой-то момент даже утомительным, а претенциозные идеи о смерти, как о мосте между физическим и духовными мирами, выглядят довольно посредственно в рамках межличностной драмы. Поскольку заключительный отрезок «Увиденного и услышанного» вызывает в памяти «Реинкарнацию» Ари Астера, по крайней мере в уме хочется сократить разрыв между кинолентами, однако, этого не происходит: перед нами растянутое на два часа размышление о смертности и бессмысленности отношений, обильно приправленное хрониками семейной психологии.
Картина привлекает внимание деталями персонажей: их взаимоотношение достигает остроты уже в первом акте – самом удачном отрезке фильма. Кэтрин – умная, успешная женщина, которая нашла себе занятие по душе; с мужей ей комфортно, но её психологическое состояние оставляет желать лучшего, что ясно чуть ли не с первой сцены. Джордж – образованный мужчина, взобравшийся на вершину интеллектуального класса, но он явно не из тех, кто серьёзно относится к супружеской верности. Развиваются события достаточно логично, а сюжет правильно двигается в направлении триллера, в котором женщина пытается найти своё место в мире рядом с очевидно недостойным её супругом. Тем не менее, это вам не «История о супружестве», хотя некоторые параллели можно провести: псевдоинтеллектуальный уклон запутанного «Увиденного и услышанного», несмотря на откровенно драматический нарратив, больше напоминает «Человека-невидимку» со своим умным способом в открытую говорить о токсичных отношениях.
Как бы сценарий «Увиденного и услышанного» ни пытался претендовать на нечто серьёзное, часто лента спотыкается о собственные концептуальные проблемы: драмы здесь явно больше страха. Материала при этом вполне достаточно для потрясающей истории, да и у актёров таланта хватает, поскольку в этом готическом проекте задействованы Аманда Сайфред, Джеймс Нортон, Ф. Мюррэй Абрахам и Наталия Дайер. Первые двое, к слову, играют наиболее убедительно. Увы, даже с учётом всего вышеназванного, беспорядочное повествование, ритм неуместного триллера при откровенно тематических элементах «призрачного» ужастика, а также наличие пресловутой паранормальщины заводят «Увиденное и услышанное» явно не на ту смысловую территорию – повествование, даже учитывая всю свою динамичность, не находит верного способа соединить драму с подспудной кровавой историей о привидениях.
Егор Рябцев