ДЮНА (DUNE)
2021, США-Канада-Венгрия, 155 мин.
Жанр: фантастика, приключения, драма
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Зендея, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг, Чан Чэнь
Долгое время считалось, что снять фильм по научно-фантастическому роману Фрэнка Герберта «Дюна» невозможно. Точнее, нельзя сделать из произведения хорошую, качественную постановку. В 1984 году это попытался осуществить Дэвид Линч и потерпел неудачу. Был также вышедший в начале нулевых одноимённый мини-сериал Sci Fi Channel, но и он не был успешным.
21 ноября 2016 года Legendary Pictures купила права на экранизацию. Режиссером проекта был назначен Дени Вильнёв. Режиссёр, снимающий «нестандартные» тентполы – крупнобюджетные картины с явно авторским видением, – с энтузиазмом взялся за работу, а сценарий создали известный по «Форресту Гампу», «Али» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Эрик Рот и приложивший руку к текстам «Прометея», «Доктора Стрэнджа», а также новой «Мумии» Джон Спэйтс. Поучаствовал в создании скрипта постановки и Вильнёв. По словам кинематографиста, он пытался визуализировать те картинки, которые появились в его голове при прочтении книг Герберта.
В новой «Дюне» есть всё то, за что миллионы зрителей по всему миру полюбили франко-канадского постановщика. В ленте можно обнаружить: идеальный звуковой дизайн, неспешность повествования, строящийся монтаж – чередование кадров, побуждающее зрителя искать причинно-следственные связи между на первый взгляд независимыми событиями, незримый контакт реального и фантастического, медитативные панорамные съёмки, контраст света и тени, внимание к деталям (с недавних пор режиссёр постоянно использует раскадровки), тщательная цветокоррекция в частности и особое внимание к визуальной стороне картины вообще.
Сама книга была разделена на две части – Вильнёв логично предположил, что перегруженная событиями и персонажами история не уместится в один полнометражный фильм (постановка предваряется титром «Дюна: Часть первая»).
С одной стороны, это сделало из картины неоконченную пьесу – полотно не выглядит законченным и цельным в сюжетном плане. С другой, позволило в наилучшем свете показать мир пустынной планеты Арракис и наиболее полно раскрыть героев, в особенности Пола Атрейдеса – ключевое действующее лицо вселенной.
Его играет Тимоти Шаламе – один из самых многообещающих и талантливых актёров своего поколения. Ему ещё двадцать пять, но он уже успел сняться у Кристофера Нолана, Греты Гервиг, Луки Гуаданьино, Вуди Аллена, Феликса Ван Грунингена, Уэса Андерсона, разбить тысячи женских сердец, установить эталон новой маскулинности и получить несколько номинаций на основные кинонаграды, включая «Оскар» и «Золотой глобус».
В «Дюне» компанию Шаламе составляют Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Зендея, Джейсон Момоа, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг, перевоплотившиеся в отца Пола, главу Дома Атрейдесов герцога Лето Атрейдеса, его наложницу, мать Пола, леди Джессику, Чани – девушку из племени давних жителей Арракиса фрименов, оружейных мастеров Дома Атрейдесов Дункана Айдахо и Гурни Халлека, бывшего правителя Арракиса барона Владимира Харконнена, одного из лидеров фрименов Стилгара, графа-регента Глоссу Раббана Харконнена и предсказательницу Императора, преподобную мать ордена Бене Гессерит Гайя Елену Мохийям соответственно.
Сюжет картины вращается вокруг борьбы за лидерство на Арракисе – единственной планеты, на которой есть меланж – вещество, продлевающее жизнь, наделяющее употребившего его человека сверхспособностями и делающее межзвёздные путешествия реальностью.
Вильнёв очень бережно обращается с первоисточником – все ключевые сюжетные повороты остаются в неизменном виде. В результате небольшой переработки некоторые герои сменили пол (в частности, эколог и миротворец доктор Лайет-Кайнс из мужчины превратился в женщину), но такие изменения вышли незначительными, не влияющими на суть истории.
Помимо бесспорных технических особенностей («Дюна» смотрится на одном дыхании, даром что первая половина истории развивается пугающе неторопливо), лента пленяет классической, рассказанной с придыханием фабулой о мессии, избранном, поначалу противящегося уготованной ему роли, но затем принимающим «подарок» судьбы.
Тимоти Шаламе делает карьеру на образах немного неуверенных в себе, но обладающих внушительной внутренней силой героев; на протагонистах, разрывающихся между гедонизмом и аскетизмом («Жаркие летние ночи»), погрязших где-то посредине между славой и забвением («Король Англии»), гетеро- и гомосексуальностью («Назови меня своим именем»), жизнью и смертью («Красивый мальчик»). Это безусловное умение воплощать на экране пограничные состояния очень пригодилось в «Дюне» – Пол Шаламе безусловно амбивалентен.
Его двойственность проявляется в фатальных и поправимых ошибках. Неправильные решения, которые принимает герой, не только двигают сюжет вперёд, но и позволяют лучше раскрыться другим персонажам: отчаянно любящей своего сына, женственной, но непоколебимой леди Джессике, преданному Дункану, мужественному Лето Атрейдесу, в котором явно читаются черты трагического шекспировского героя.
Антагонисты в «Дюне» прописаны не так старательно, как протагонисты, но, кажется, они получат долю своего внимания во второй части истории.
Экшн-сцены, по большей части сосредоточенные во второй половине фильма, сделаны филигранно и отлично служат целям, которые задал для них автор: они устрашают, задают необходимый градус напряжения, поддерживают драматическую линию, помогают развиваться персонажам.
Также способствует погружению в тревожную, зловещую атмосферу Арракиса написанная Хансом Циммером партитура. Пульсирующие мелодии, напоминающие шаманские песнопения звуки, напряжённые мотивы с настоящей волынкой, звонкой перкуссией и мягкими струнными, походящие одновременно на орду злых муравьёв, чудовищный водоворот или хард-рок-концерт интонации – кажется, автор музыки к «Гладиатору», «Тёмному рыцарю», «Дюнкерку» и многим другим постановкам создал ещё один завораживающий саундтрек.
Величественные виды Арракиса с одинокими исполинскими червями в ночной тиши, изгорающими бледным пламенем островками каменистостей, мёртвым небом виноградного тумана над головой и смутной надеждой на лучшее будущее очаровывают, ещё больше погружая в загадочный, но такой притягательный мир Дюны.
Рассказывая о несуществующей планете (языки для представленных в фильме рас разработал известный по сериалам «Игра престолов» и «Ведьмак» писатель Дэвид Питерсон) и вымышленных героях, Дени Вильнёв на самом деле говорит о нас. Понять и принять своё предназначение – значит самоопределиться и открыть свой ящик Пандоры. Это сложно, порой очень больно, но необходимо. Для того, чтобы повзрослеть.
«Дюна» – это фильм о нашем обществе. В нём иносказательно демонстрируются экологические проблемы Земли, нефтяные войны, губительная сила жажды власти. Творение Дени Вильнёва – притча и драматическое полотно, научно-фантастическая драма, в которой грань между добром и злом чуть менее заметна, чем это обычно бывает в картинах подобного толка. Наконец «Дюна» – это одна из лучших жанровых постановок года.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 16 сентября