ЛОЖНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ (FALSE POSITIVE)
2020, США, 92 мин.
Жанр: триллер, ужасы
Режиссёр: Джон Ли
В ролях: Илана Глейзер, Джастин Теру, Пирс Броснан, Гретхен Мол, Сабина Гадеки, Джош Хэмилтон
Возьмите беременную даму, добавьте в её окружение сомнительных личностей, умножьте всё на психоз и получится… отсылка к «Ребёнку Розмари»? С «Ложноположительным» не всё так однозначно, но, если рассматривать киноленту в совокупности с её рекламной кампанией, то да, это своего рода современный ребут культового триллера 1968 года, который сам по себе не работает. Сравнения неизбежны: фильмы о беременных и напуганных девушках, особенно если за кадром витает всякая паранормальная чертовщина, автоматически отсылаются к знаменитому творению Романа Полански, но в случае с «Ложноположительным», его собственные недостатки видны сильнее, даже без резких параллелей. Бесцельность – вот кредо этой ленты, недостаточно мрачной, чтобы поражать своей триллерной атмосферой, и недостаточно забавной, чтобы быть прозорливой чёрной комедией о несчастьях материнства.
Люси и Эдриан обращаются за помощью в центр материнства, так как уже 2 года не могут забеременеть. Светловолосая медсестра со стеклянной улыбкой с радостью отводит их к мудрому, седовласому доктору Хиндлу, который добродушно решит все их репродуктивные проблемы. Как только Люси беременеет, начинается что-то странное: дурные сны, сомнительные намёки на мотивы доктора Хиндла и, как это водится, разрастающаяся паранойя.
На протяжении большей части фильма комбинация комедийных и триллерных элементов создаёт правильное настроение. Влияния других представителей кино на «Ложноположительного» вполне прозрачны: от кроваво-красной эстетики, отсылающей к Кроненбергу, до бесконечных ссылок на вышеупомянутого «Ребёнка Розмари». Увы, сценарий «Ложноположительного» не придерживается какой-то одной стороны, а также не сформировывает собственную идентичность. Сюжет так много времени тратит на то, чтобы рассказать уже знакомую историю, просто переводя старые элементы на современный киноязык, что это выглядит скучно и прямолинейно. «Ложноположительный» длится всего 90 минут, но темп всё равно хромает.
Для фильма, который хочет опровергнуть определённые вредные стереотипы о беременных, «Ложноположительный» остаётся слишком консервативным в своих принципах, устаревших так же, как и некогда вызывающая «мужская» причёска Розмари. Наиболее заметные отклонения включают в себя работу Люси в качестве секретаря-копирайтера, а также раскрытие основной сюжетной подноготной в первые полчаса. И это всё: Люси не обладает любопытством, из-за чего именно её выбор на роль протагониста является своеобразной пыткой для любознательного, дотошного зрителя. Правда, за провальной концепцией лежит сильная реализация (над «Ложноположительным» работали те же люди, что и над фильмами Ари Астера – взять хотя бы оператора Павла Погоржельского), но это лишь ложка мёда в бочке дёгтя: общий темп киноленты хилый, послания пусты, а сатира, на которую, судя по всему, делали ставку сценаристы, довольно сложна для понимания.
Что делает «Ложноположительного» привлекательным, так это актёрская игра, особенно центрального трио. Илана Глейзер, которая не только сыграла роль Люси, но ещё и выступила соавтором сценария, правдоподобно изображает молодую мать и прекрасно передаёт последствия «газлайтинга» от мужа. Джастин Теру мил, но всё же видно, насколько его симпатии фальшивы. Между тем, Пирс Броснан явно наслаждается очередной злодейской ролью и возможностью выступить против своего устоявшегося образа.
Вряд ли «Ложноположительного» можно рассматривать как новую версию «Ребёнка Розмари» – и это при всех-то предпосылках! Несомненно, в мире кинематографа можно (и нужно) обновлять те или иные темы, особенно такие деликатные, как беременность и дородовая депрессия, но «Ложноположительный» всё равно выглядит слишком автоматизированным: это довольно слабый кинематографический опыт, который смотрится скорее неловко, а вовсе не уникально. С другой стороны, такой подход мог быть вполне целенаправленным: беззастенчивый вечерний триллер просто ищет вдохновения не там, где нужно.
Егор Рябцев