БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ (NO SUDDEN MOVE)
2021, США, 110 мин.
Жанр: криминал, драма, детектив
Режиссёр: Стивен Содерберг
В ролях: Дон Чидл, Бенисио Дель Торо, Дэвид Харбор, Джон Хэмм, Эми Саймец, Брендан Фрейзер
«Без резких движений» настолько сильно выносит мозг, что трудно понять, какое впечатление производит этот фильм, прежде чем настанет финал. Беззаботный криминальный нуар Содерберга подает материал так быстро, что диву даёшься: все прелести развитого, пресловутого, «муриканского» капитализма в действии. Содерберг всегда следил за движениями больших денег и, кажется, «Без резких движений» являет собой апофеоз этого интереса прославленного режиссёра. От ограблений в «Оушене» до фиктивных компаний «Ландромата» – постановщик упивается своими мизантропическими мыслями, историческими деталями и пессимистической идеей «богатые всё богатеют, а бедные беднеют». Но обо всём по порядку.
1954 год. Детройт, США. Курт – чернокожий гангстер низкого ранга, которому срочно нужна работа. Джонсон – белый и несуразный бандит статусом повыше, предлагает Курту работу «бэбиситтером». Дело – не бей лежачего: вместе с Рональдом и Чарли, ещё одной парой мелких гангстеров, вломиться в дом бухгалтера Мэтта, взять его семью в заложники и вынудить эту корпоративную марионетку в срочном порядке доставить какой-то там документ из офиса. Три часа – и дело в шляпе. Однако всё оказывается куда сложнее.
Название «Без резких движений» идеально олицетворяет настроение фильма. Содерберг никуда не торопится: темп намеренно замедлен, поэтому самые острые моменты и ошеломляют при просмотре. В эту криминальную головоломку постоянно вводят всё новые и новые имена, путают зрителя, так что первый час фильма немного занудный. Далее напряжённость только возрастает, причём до самого финала: режиссёр понимает свои задачи и развивает идеи от криминальной истории до полноценной теории заговора.
Старые фильмы нуарного жанра были жёстко структурированы, но «Без резких движений» следует традициям скорее нео-нуара. Ближайшим аналогом является «Китайский квартал»: как и там, здешние герои вступают в конфликт против системы, а сюжет растягивается в нескольких направлениях, следуя импровизированным действиям персонажей. Всё вместе это приводит к фильму амбициозному и как нельзя модернистскому: он прост, но в тоже время аморален; умён, однако, и порочен. Лучше всего «Без резких движений» описывает его слоган: «Доверие – это подстава».
А если взглянуть на постер, то можно поразиться количеством звёздных имён в касте. Это, кстати, одна из причин смотреть «Без резких движений». Состав впечатляет: Дон Чидл играет главную, лаконичную роль отморозка-гопника, который изо всех сил старается наверстать упущенное; Бенисио дель Торо играет другого, более стильного головореза; Рэй Лиотта вновь возвращается к роли босса мафии; Киран Калкин изображает нервного бандита; Джон Хэмм действует с безупречной суровостью законника 1950-хх; Дэвид Харбор наконец-то демонстрирует весь свой эмоциональный спектр; Брендан Фрейзер, увы, сильно сдал и выглядит как пародия на самого себя, но всё равно воплощает символ организованной преступности; и, конечно, седовласый Мэтт Дэймон в несвойственной ему немного злодейской роли.
Казалось бы, «Без резких движений» – хрестоматийный нуар для «нуарщиков», но всё куда прозорливее: Содерберг вновь избрал точкой отсчёта своего же «Информатора!». Жизненные обстоятельства, если верить плашке перед финальными титрами, куда интереснее, чем любое кино: ироничные отступления, правда, в этот раз заменены элементами бандитского жанра. Что ж, режиссёр вполне имеет на это право: как только все нити сюжета сводятся воедино, «Без резких движений» вскрывает абсурдность системы, погрязшей в коррупции. Кажется, что в этом мире «маленький человек» не победит никогда: от этого грустно, но Содерберг не хочет преподавать уроки истории. Впечатление странное: «Без резких движений», безусловно, интересен, но будет ли он интересен в будущем – покажет время.
Егор Рябцев