В ТВОЁМ ДОМЕ КТО-ТО ЕСТЬ (THERE'S SOMEONE INSIDE YOUR HOUSE)
2021, Канада-США, 94 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Патрик Брайс
В ролях: Сидни Парк, Ася Купер, Теодор Пеллерен, Дэйл Уибли, Джесси ЛаТуретт, Диего Джозеф, Баркели Даффилд
Когда старик Крэйвен с «Криком» задал новую моду для слэшеров, что-то в фильмах ужасов изменилось. Слэшеры начали постепенно пропитываться лёгкостью или, может быть, иронией. Эти приёмы в наши дни дошли до откровенной пародии, хотя на заре подобного субжанра всё было куда более изощрённо и непредсказуемо – взять хотя бы «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и иже с ними, где только начинали заигрывать с этой темой. Увы, ироничный слэшер, если так можно выразиться, исчез также быстро, как и появился, но сейчас, поскольку возвращается спрос на ретро, Netflix решил выпустить произведение подобного рода. Продолжая традицию «Улицы страха», на малые экраны вышел «В твоём доме кто-то есть», который отдаёт дань уважения «Крику» – и это единственное, чем может запомниться данный хоррор. С другой стороны, некоторые люди, особенно внимательно следящие за современными социальными тенденциями, могут также отметить и мотивы главного гада, что является окончательным способом убедить зрителя в ироничности происходящего на экране: убийства старшеклассников здесь основаны, вы не поверите, на либеральной повесточке!
Итак, главная героиня Макани переехала в небольшой городок в захолустном штате Небраска. Кажется, девушка скрывает какую-то тайну, так что Макани попала с корабля на бал: как раз к моменту её приезда в городке объявился маньяк, который не просто убивает одноклассников девушки, но и раскрывает общественности их гадкие секреты. Сперва под нож попал игрок в американский футбол, который, как это водится, издевался над задротами, а затем – местная отличница-христианка, оказавшаяся в анонимном интернете лицемерной расисткой. Так как всем есть, что скрывать, Макани и её новые друзья (разношёрстная публика, включающая в том числе и трансгендера, как, видимо, окончательный переход на территорию «униженных и оскорбленных» зумеров) должны найти маньяка, прежде чем тот найдёт их.
Интересно, что автором «В твоём доме кто-то есть» выступил Патрик Брайс – автор, чья карьера началась с довольно жуткого фильма «Ублюдок» в 2014-м. К «Корпоративным животным» в 2019-м его запал, кажется, иссяк, так что «В твоём доме кто-то есть» является лишь желанием высмеять некоторые устоявшиеся клише. Проблема в том, что высмеивать эти клише спустя 30 лет после их зарождения как-то поздновато. В итоге попытка подойти к фильмам-слэшерам с другой стороны, пускай и умным способом, имеет пустой выхлоп. Кажется, что почти любой здешний сюжетный прием существует на поверхностном уровне. Стандартно-типовые персонажи не в состоянии вызвать к себе симпатии, опять же, из-за до боли знакомых обликов. Что дальше? Довольно малое количество жертв и скучные способы умерщвления подростков для «мясного» хоррора, а также условный сюжетный поворот в финале, который довольно предсказуем.
Да и в целом «В твоём доме кто-то есть» снят по формуле. Многие фильмы (тот же «Крик») показали, что формулу можно использовать во благо повествованию, но до подобной деконструкции канонов Брайс ещё не дорос. Несмотря на своё название, отсылающее к американскому фольклору, кинолента нисколечко не заигрывает с напрашивающимися приёмами вроде тех, что мы видели в «Городских легендах» или «Счастливого дня смерти». Единственной креативной задумкой является маска таинственного убийцы, которую он перед каждым новым убийством печатает на 3D-принтере и которая копирует лицо его будущей жертвы. Понятное дело, что такой подход рождает тонну сюжетных дыр (и даже намекает на личность убийцы среди малого количества подозреваемых), но по крайней мере в этом подходе есть хоть что-то новое.
Сценарий «В твоём доме кто-то есть» должен содержать в себе мужество, чтобы проехаться по современной либеральщине в кинематографе, и, возможно, в черновиках так оно и было. С другой стороны, Netflix не хочет терять свою (трансгендерную) публику, а слова Netflix adaptation давно превратились в мем, поэтому наиболее острые углы истории сгладили, чтобы снова никого не обидеть. Таким образом, обидеть удалось, разве что, хороший вкус, хотя отрадно видеть в незамысловатом фильме ужасов некоторые комментарии о разрушительности современной «культуры отмены», где индивид подвергается обструкции за малейшее высказывание против людей другой расы, ориентации, пола и т.п. Режиссёр Патрик Брайс – не дурак, поэтому свои мнения он не стал демонстрировать открыто, чтобы – это ирония или уже постирония? – самому не стать жертвой. Ах, а ведь когда-то негр умирал первым!
Егор Рябцев
На Netflix с 6 октября